Цели и функции контроля

Страница 3

Вторая существенная характерная черта, свойственная проверке знаний учащихся как особой части процесса обучения, относится к психологическому состоянию учащихся во время проверки. В отличие от остальных частей процесса обучения это состояние характеризуется здесь повышенной эмоциональностью.

Сила и характер эмоционального состояния учащихся в связи с проверкой их знаний весьма различны. У одних – это лёгкое, приятное возбуждение, своего рода творческий подъём, мобилизующий все интеллектуальные способности, у других – это страх, боязнь, тормозящие умственные силы. Разумеется, все сильные, нездоровые проявления этих волнений – результат неправильной постановки проверки, осложняемой в отдельных случаях не вполне нормальными отношениями между учителем и учащимся. Однако всегда надо помнить, что черта между здоровым и нездоровым волнением неуловима и весьма подвижна – она различна для разных учащихся и даже для одного и того же учащегося в разных условиях его работы. Зная это, учитель должен быть предусмотрителен и чуток в этом отношении. Радикальный путь решения рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы всей системой воспитательной работы, отношением учителя к ученикам и методикой проверки и оценки добиться того, чтобы учащиеся не только не боялись проверки их знаний, а желали её, желали как пробы своих сил, как способа увидеть своё продвижение по пути преодоления трудностей учебного дела.

Следующей специфической чертой проверки знаний учащихся как особой части учебного процесса является своеобразное применение в ней общедидактического принципа индивидуального подхода к учащимся. Об этом будет сказано чуть ниже.

Перейдём теперь к следующему по существу вопросу – рассмотрим основные принципы проверки знаний.

Прежде всего следует договориться, что надо понимать под принципом проверки. Поскольку речь идёт о принципах проверки знаний учащихся, а не о принципах обучения вообще, то очевидно, что под этими принципами следует понимать только такие теоретические положения, которые, основываясь на определённых закономерностях, лежащих в основе отправления специфических функций проверки, должны служить руководящими началами в практической деятельности учителя по реализации этих функций. Те положения, которые охватывают круг явлений, выходящих за эти пределы, уже по одному этому не могут считаться принципами проверки знаний.

Принцип проверки – это такое теоретическое положение, которое относится ко всей проверке, т.е. и к её содержанию, и к методам, и к формам, а не только к какой-либо одной её стороне или части: методической, организационной и т.д. В этом последнем случае мы можем иметь методический принцип проверки, организационный принцип и т.д., но не принцип проверки в целом.

В основе всякого принципа проверки знаний должна лежать правильно понятая некоторая наиболее общая закономерность в проявлении специфических функций проверки, поскольку именно в них выражается сущность проверки как особой части процесса обучения. Анализ практики показывает, что этих наиболее общих закономерностей имеется две: 1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет свою ориентирующую функцию; 2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию. Этим определяются и принципы проверки знаний учащихся.

Первый из этих принципов – объективность проверки, т.е. такая постановка проверки, которая способна установить подлинные, действительные знания ученика (учеников) по данному программному вопросу (вопросам). Имея это в виду, учитель должен в любом акте проверки исходить из того, что его главная цель в этот момент – как можно правильнее выявит степень усвоения учащимися определённых знаний, требуемых программой. Готовя всякого рода проверочные задания, учитель должен исходить не из того, что его ученики могут ответить, написать, сделать и т.п., а из того, что они должны знать и уметь по данному вопросу в данный момент. Никакие другие соображения и мотивы не должны оказывать здесь, равно как и в самом акте проверки, ни малейшего влияния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Музыкальное сопровождение в утренней гимнастике
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, ...

Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные из ...

Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...

Навигация