Цели и функции контроля

Страница 5

К основным видам проверки знаний и умений учащихся относят текущую и итоговую. Текущая проверка производится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершению темы, четверти, года или школьного курса. Выпускные экзамены также относятся к итоговой проверке. Однако иногда виды проверки определяют не только по объёму проверяемого учебного материала, но и по количеству охваченных учащихся (индивидуальная, групповая, классовая, массовая). Последней пользуются в основном органы народного образования, когда проверяют знания большого числа учащихся школ района, города, области, республики или страны. Для учителя результаты массовых проверок могут служить ориентиром в определении своих достижений. Если знания и умения учащихся по своему уровню такие же, как и результаты массовой проверки, то успехи класс можно считать средними, если лучше массовых – высокими, а если хуже – низкими.

Ряд авторов под "видом" проверки понимают вид заданий (контрольная письменная работа, тесты-задания с выбором ответа, лабораторная и практическая работа, зачёт, физический диктант и т.д.) или вид деятельности учащихся (доклад-сообщение, решение задач, рассказ ученика, ответы учеников в процессе беседы и т.д.). Перечисленные и другие виды заданий и деятельности учеников в педагогической литературе часто называют формами проверки.

Рассмотрим более подробно виды проверки знаний.

Текущая проверка: выполняет несколько важных функций. Для учителя это средство самопроверки. Результаты проверки успеваемости позволяют корректировать методику обучения, изо дня вдень добиваться поставленной цели обучения. Для школьников и их родителей отметки за успеваемость являются сигналами, стимулирующими учебную работу. Для текущей проверки могут быть использованы все методы, но чаще всего она проводится с помощью индивидуального или фронтального устного опроса. Большое место в текущей проверке отводится и решению задач (у доски или самостоятельно). Намного реже используются демонстрационный и лабораторный эксперименты; нечасто проверяются умения решать экспериментальные задачи, читать и строить графики, систематизировать и интерпретировать экспериментальные данные.

Итоговая проверка: основной целью ставит объективное выявление результатов обучения, которые позволяют определить соответствие или несоответствие действительных результатов обучения запланированным в программе. Итоговая проверка успеваемости выполняет не только функции контроля. В процессе выполнения итоговых проверочных работ школьники учатся выделять главное в учебном материале. При подготовке к итоговой проверке идёт повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний, что позволяет поднять их на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний формируются важные интеллектуальные умения учащихся. Итоговая проверка по физике чаще всего проводится в виде письменных контрольных работ, состоящих из расчётных и качественных задач или заданий с выбором ответов, заданий с требованием заполнить пропуск и т.д. В практику работы школ в старших классах вошли и такие формы итоговой проверки знаний и умений как зачёты, семинары, доклады.

Вернёмся теперь к формам проверки знаний учащихся. Чтобы они служили контролю и ориентации, обучению, воспитанию и развитию школьника, каждую форму проверки необходимо подвергнуть анализу и уточнению.

Устная проверка знаний, умений и навыков учащихся позволяет наиболее полно осуществить обучающую функцию проверки, даёт большой материал учителю для познания ученика, его индивидуальных особенностей. Но в то же время при устной проверке учитель испытывает трудности в оценке выявленных знаний. Трудности в методическом отношении связаны с отбором материала по содержанию, формой постановки вопросов, их количеством; зависимостью оценок, выставляемых различным учащимся одного и того же класса и разных классов от их общей успеваемости; потерей внимания всего класса к ответу одного ученика. Поэтому при подготовке к устной проверке учитель должен тщательно отбирать материал по содержанию, заранее формулировать вопросы, определять требования к ответам учащихся. Следует также продумать пути организации активной деятельности всех учащихся класса в процессе проверки, создании при этом на уроке деловой, доброжелательной и спокойной обстановки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Результаты наблюдений за тренировочными занятиями боксеров и последующего собеседования с тренерами
Результаты наблюдений за традиционными тренировками по боксу показали соотношение (по времени) использования тренерами продуктивных и репродуктивных методов (рис. 2). В ходе собеседования тренера ответили на вопрос: «Почему же, несмотря на ряд достоинств, проблемное обучение не имеет большого распр ...

Классификация педагогических технологий
В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, ВТ. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классиф ...

Особенности развития творческой игры у детей старшего дошкольного возраста
В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, К. Кофка и других) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррек ...

Навигация