Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп

Материалы о педагогике » Научная организация контроля » Виды контроля по физике для отдельных возрастных групп

Страница 2

Среди различных средств проверки знаний учащиеся в IX классе используют тестовые задания. Такие задания особенно удобны для итогового контроля и проведения поэлементного анализа знаний учащихся. Они не требуют много времени для ответа, поэтому пригодны для проверки большого по объёму материала. В каждое задание, рассчитанное на один урок, входит до 15 – 25 вопросов. Это позволяет довольно полно проверить усвоение основных вопросов темы. Поскольку качество выполнения такого задания оценивается лишь по количеству верных ответов, то появляется возможность стандартизации к знаниям школьников. Используя статистические методы обработки результатов проведения таких работ, можно оценить коллективные задания школьников по каждому элементу программы. В этом и будет состоять поэлементный анализ знаний учащихся.

Проверка знаний и умений X класса. В X классе изучается ряд тем, усвоение которых в основном проверяется устно. Письменные контрольные работы по ним не проводятся или проводятся редко. Рассмотрим применение устного опроса по этим компонентам учебного материала.

При проверке усвоения понятий, законов и выводов следует иметь в виду, что правильная их формулировка учащимися иногда отражает необходимый, но далеко недостаточный уровень усвоения материала. Часто при устном опросе необходимо ставить дополнительные вопросы для проверки понимания теории и умения применять сформулированные определения на практике.

Проверка уровня сформированности практических умений учащихся X класса, предусмотренных программой, может быть осуществлена в конце учебного года на одном из последних занятий физического практикума. Одной из форм такой проверки может служить специально составленная контрольная практическая работа.

Проверка знаний и умений учащихся XI класса. В курсе физики XI класса есть такие темы, которые изучаются в основном на качественном уровне ("Механические волны", "Электромагнитные волны", "Излучение и спектры"). Знания учащихся по таким темам целесообразно проверять устно. Однако и в таких темах как "Механические колебания", "Электромагнитные колебания", "Геометрическая оптика" и в других всегда есть вопросы, проверка которых проводится на уроках устно. Устный ответ, как правило, сопровождает решение задач у доски, демонстрацию эксперимента и т.д.

Ведущее значение при проведении устного опроса приобретает проверка и оценка таких качеств знаний учащихся, как системность, осознанность, и таких умений, как анализ и обобщение изучаемого материала. Поэтому большое внимание уделяется вопросам, позволяющим выявить эти качества.

Особое значение в XI классе имеет формирование диалектико-материалистичности мировоззрения. Представления о материальности мира, о неисчерпаемости свойств материи, о связи между материей и движением и т.д. способствуют формированию научной картины мира, созданию материалистического отношения к природе и процессу её познания.

Помимо данной формы проверки знаний здесь также остаются письменные контрольные работы, тесты, практические контрольные работы.

В процессе становления советской школы научные взгляды на проблему проверки знаний учащихся неоднократно менялись, пройдя трудный путь от полного её отрицания до признания. Согласно современной педагогической концепции проверка знаний есть необходимая, но особая часть процесса обучения, где своеобразно представлен весь этот процесс, а не только его методическая или организационная сторона. В этом смысле проверка знаний стоит рядом с такими частями процесса обучения, какими являются: 1) ознакомление учащихся с новым знанием и его первичное восприятие учащимися; 2) усовершенствование этого знания.

Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней.

Разносторонне влияя на учебную работу учащихся, проверка знаний оказывает большое влияние и на работу учителя. Она ориентирует учителя в достижениях и недочетах его преподавания, тем самым помогая ему совершенствовать свою дальнейшую работу, особенно организацию повторения пройденного. Она стимулирует учителя к более тщательной подготовке к урокам и к улучшению работы над собой, над повышением своего учительского мастерства. Она помогает учителю лучше узнать индивидуальные особенности своих учащихся и тем облегчить себе индивидуальный подход к ним.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Варианты проведения утренней гимнастики
1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависим ...

Предпосылки письма у дошкольников с ОНР
Под термином общее недоразвитие речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов лексики, грамматического строя реч ...

Изучение системы развивающего обучения на основе работ Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие ло ...

Навигация