Урок 4. Нервная система, органы чувств, поведение рыб
Цель: показать особенности строения нервной системы и органов чувств рыб в связи с их функциональным значением, углубить понятие о рефлексе на примере поведения рыб.
Оборудование: аквариум с рыбками, таблицы «Тип плоские черви. Класс ресничные», «Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые», «Тип членистоногие. Майский жук», «Тип хордовые. Класс рыбы», кинофильм «Особенности строения и жизненных отправлений рыб».
Методические рекомендации
В начале урока двух учеников следует вызвать к доске и предложить им выполнить задания.
Задание 1
Составить схему строения кровеносной системы речного окуня. На схеме указать основные органы кровеносной системы и направление движения крови в них. Объяснить значение кровеносной системы в жизни рыбы.
Задание 2
Зарисовать строение пищеварительной системы речного окуня и рассказать о ее значении.
Во время подготовки школьников у доски весь класс выполняет приведенное ниже задание.
Задание 3
Указать цифрами основные признаки, характерные для ланцетника (I) и речного окуня (II).
Места обитания — песчаное дно морей тропических и умеренных зон.
Места обитания — реки и озера.
Питание различными мелкими животными (водные насекомые, рыбы и др.).
Питание одноклеточными водорослями и простейшими.
Внутренний скелет — хорда.
Внутренний скелет состоит из черепа, позвоночника, скелета парных и непарных плавников.
7 Кровеносная система представлена разнообразными сосудами.
8.Сердце двухкамерное, один круг кровообращения.
9.Ротовая полость, глотка, печень, кишка, анальное отверстие.
10.Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, задняя кишка, анальное отверстие.
Жабры, покрытые жаберными крышками.
Стенки глотки пронизаны жаберными щелями.
Плавательный пузырь.
Перед изучением нового материала учитель сообщает, что системы внутренних органов работают согласованно, и предлагает учащимся подумать над вопросом: что регулирует работу органов в организме?
Далее следует восстановить в памяти учащихся особенности нервной системы и ее функциональное значение у разных представителей ранее изученных типов беспозвоночных. В итоге учащиеся под руководством учителя должны сделать обобщение, отметив следующее: нервная ^истема состоит из нервной ткани, способна воспринимать раздражения и проводить возбуждения, в основе нервной деятельности лежат рефлексы. В процессе исторического развития животного мира происходило усложнение нервной системы и рефлексов; наименее сложные рефлексы наблюдаются у гидры и белой планарии, более сложные — у дождевого червя, пчелы.
Учитель сообщает, что рыбы как активные водные животные имеют нервную систему и органы чувств, позволяющие им ориентироваться в водной среде и отвечать определенным образом на ее изменения, от нервной системы ланцетника она отличается рядом особенностей. Затем учитель предлагает школьникам самостоятельно прочитать из § 39 разделы «Спинной мозг», «Головной мозг», рассмотреть рисунок 80 и ответить на вопросив из каких отделов состоит нервная система рыб? Из каких отделов состоит головной мозг?
После проверки выполнения задания учитель обращает внимание школьников на строение органов чувств рыб: зрения, слуха, обоняния, боковой линии, отмечая их особенности, связанные с жизнью в водной среде.
Затем учитель сообщает, что в основе поведения рыб лежат рефлексы, и предлагает вспомнить школьникам, что такое рефлекс, и привести примеры.
Размножение и развитие рыб
Цель: показать особенности размножения и развития рыб на примере речного окуня, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве.
Оборудование: влажный препарат «Развитие рыбы», таблица «Тип хордовые. Класс рыбы», телепередача «Особенности размножения и развития рыб».
Материалы по педагогике:
Формирование готовности
ребенка к школе средствами дидактической игры
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. ...
Сущностная характеристика процесса обучения
выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...
Исследование ручного праксиса
Тест на распознавание пальцев поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка. "Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. По ...