Класс рыбы

Страница 3

Методические рекомендации

Вариант 1

В начале урока школьники кратко повторяют сведения о размножении животных, о значении этого процесса в их жизни. Затем учитель говорит, что с особенностями размножения и развития рыб учащиеся познакомятся при просмотре телепередачи. Лучшему восприятию ее содержания помогают предложенные перед просмотром вопросы: как размножаются рыбы? Каковы особенности развития рыб? В чем проявляется забота о потомстве у рыб? Какое значение она имеет в их жизни?

В заключение беседы учителю следует дополнить и обобщить ответы школьников, отметив существенное: 1. Рыбы —раздельнополые животные, они характеризуются наружным оплодотворением. 2. Самка речного окуня выметывает более 300 тыс. икринок на водные растения. 3. При благоприятных условиях из оплодотворенной икринки развивается многоклеточный зародыш. 4. Из зародыша развивается личинка, а затем малек. 5. Для некоторых видов рыб (колюшка, горчак и др.) характерна забота о потомстве, которая способствует их лучшей выживаемости. 6. Для охраны рыб необходимо знать особенности их размножения и развития.

Вариант 2

В начале урока проводится проверка знаний по вопросам, приведенным в конце § 39.

Перед изучением нового материала о размножении и развитии рыб целесообразно вспомнить о значении процесса размножения в жизни животных (например, гидры, майского жука). Далее учитель рассказывает об особенностях размножения рыб на примере речного окуня согласно плану: 1. Отличия самки от самца. 2. Время и место размножения. 3. Наружное оплодотворение. 4. Характер нереста, число откладываемых яиц. 5. Особенности развития. В процессе изучения нового материала целесообразно использовать рисунки 81, 82, 83 учебника.

Затем учителю следует рассказать, что окунь откладывает более 300 тыс. икринок, однако не из всех развиваются мальки. Много оплодотворенных икринок гибнет от неблагоприятных условий: низкой температуры, недостатка кислорода, хищных животных и т. д. Поэтому большое число выметанных икринок— приспособление, обеспечивающее сохранение потомства.

Другие рыбы выметывают сравнительно мало икры, например трехиглая колюшка и морской конек, у которых выражена забота о потомстве.

Учителю нужно обратить внимание школьников и на то, что в период размножения многие рыбы образуют большие стаи и мигрируют в наиболее благоприятные для нереста места. Осетр и лососевые из морей направляются в реки. Речной угорь, наоборот, живет в реках, а нерестится в Саргассовом море. Эти рыбы называются проходными, для них характерны длительные миграции к местам, благоприятным для размножения и развития молоди.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Анализ педагогической деятельности в области развития творческих способностей
Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека является одним из основных ресурсов развития общества. Что есть творчество?! Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценн ...

Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными ...

Основные характеристики профессиональной деятельности индивидуального стиля тренера
Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития ли ...

Навигация