При изучении темы «Класс рыбы» учащиеся получают знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности низших позвоночных. На примере речного окуня раскрываются признаки организации рыб как типично водных позвоночных. Освещение многообразия рыб позволяет познакомить школьников с отрядами разных групп хрящевых, костных рыб, с приспособленностью основных видов к жизни в различных средах обитания, к питанию различными кормами. При изучении прикладного значения рыб учитель продолжает развитие политехнических понятий (основы прудоводства, рыборазведение).
На материале темы учитель развивает и совершенствует учебные приемы (умение наблюдать за живыми объектами, ставить опыты, работать с книгой, учебником). Богатое содержание темы позволяет учителю продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения и атеистическое воспитание школьников.
Внутреннее строение рыбы (лабораторная работа)
Методические рекомендации
Урок следует начать с проверки знаний по вопросам: какое строение имеет скелет речного окуня? Каково его значение? Почему ланцетника и рыб относят к типу хордовых?
При изучении нового материала уместно вспомнить системы внутренних органов. Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: какие вы знаете системы внутренних органов ланцетника? Какое значение в жизни ланцетника имеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы?
Далее учитель сообщает, что аналогичные системы органов имеют и рыбы; расположение их можно показать на настенной таблице. На следующем этапе урока учитель организует лабораторную работу. В связи с большим объемом работы учащимся предлагают заранее вскрытых рыб: скумбрию, треску и др. Каждая группа учащихся из 2—3 человек получает одну рыбу, пинцет, ножницы, лупу и инструктивную карточку. В зависимости от подготовки семиклассников эта работа проводится фронтально либо с большей самостоятельностью учащихся согласно инструкции.
Лабораторная работа Внутреннее строение рыбы
Цель: выяснить особенности строения систем органов полости тела в связи с их значением в жизни рыбы.
Ход работы
На вскрытой рыбе рассмотрите общее расположение внутренних органов: жабр, сердца, печени, желудка и кишечника.
Рассмотрите органы пищеварительной системы. Для этого осторожно ножницами подрежьте тонкую плёнку между петлями кишечника и расправьте его. Затем пальцами или пинцетом ощупайте челюсти рыбы и выясните, имеются ли зубы, найдите глотку, пищевод, желудок, кишечник, который оканчивается анальным отверстием, найдите темно окрашенную печень и желчный пузырь зеленоватой окраски.
Отрежьте жаберную крышку и удалите ее, рассмотрите жабры, которые состоят из плотной дужки, жаберных лепестков и тычинок.
Найдите сердце и рассмотрите заостренный нижний отдел— желудочек и верхний более темно окрашенный отдел — предсердие. Оттяните сердце пинцетом и посмотрите на кровеносные сосуды, с ним связанные.
Из полости тела удалите органы пищеварительной системы. Для этого перережьте пищевод и кишечник у анального отверстия. Затем у трески найдите светлый мешок, расположенный ближе к спинной стороне,— это плавательный пузырь (у скумбрии его нет).
Удалите из полости тела трески плавательный пузырь и найдите по обеим сторонам позвоночника темные лентовидные почки, отходящие от них мочеточники и мочевой пузырь.
В заключение работы следует провести беседу, в процессе которой необходимо проверить качество выполнения работы и подвести школьников к выводу о взаимосвязи систем внутренних органов рыб и процессов их жизнедеятельности. Важно обратить внимание школьников на то, что эти процессы осуществляются в организме при условии постоянного поступления из окружающей среды необходимых веществ (кислород, пища), удаления из него продуктов жизнедеятельности (углекислый газ, вредные жидкие вещества) во внешнюю среду. Учителю нужно особо подчеркнуть взаимосвязь этих процессов и дать им название «обмен веществ». Следует также отметить, что интенсивность обмена веществ рыбы зависит от температуры среды, что с понижением ее процессы обмена замедляются.
Материалы по педагогике:
Принцип
гуманистической направленности воспитания
Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчетливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского, а начиная с эпохи ...
Использование народной сказки как средства формирования
дружеских взаимоотношений детей старшего возраста
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа дол ...
Праздник Новый год
Новый год - праздник международный и, бесспорно, один из самых древних и популярных в мире. Он ведет свое происхождение с незапамятных времен и насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Считается, что обычай отмечать наступление нового года появился в Месопотамии. Как и у всех древних земледельческих ...