Метод самостоятельных и практических работ используется для закрепления умений и навыков. Самостоятельная работа в процессе закрепления знаний может быть организована по-разному.
В одних случаях она требует от учащихся использования лишь репродуктивной (воспроизводящей) деятельности.
В других — в самостоятельную работу входят задания, упражнения, активизирующие мысль, связанные с применением знаний в сходной ситуации.
Наконец, в самостоятельной работе от учащихся может потребоваться использование продуктивной творческой деятельности.
Закрепление и повторение знаний невозможны без упражнений. Упражнения используются для формирования навыков письма и чтения и т.д. Упражнения должны использоваться в определенной системе, с нарастающей степенью трудности.
Система упражнений должна быть подобрана так, чтобы новые знания связывались с уже имеющимися, способствовали их расширению и углублению.
Степень трудности должна определяться не только сложностью задания, но и индивидуальными возможностями учащихся.
Количество и разнообразие упражнений должно также определяться индивидуально для каждого ребенка, но быть достаточно большим. Это необходимо для формирования у учащихся прочных навыков. Упражнения должны быть посильны учащимся. Именно во время самостоятельной работы можно успешно реализовал принцип дифференцированного подхода — учащиеся получают варианты заданий с учетом их способностей, потенциальных возможностей, темпа работы и т. д.
Учитель найдет в учебнике задания разной степени трудности поэтому сможет дифференцированно подойти к учащимся при организации их самостоятельной работы в зависимости от возможностей и состояния их знаний по русскому языку.
Упражнения должны развивать инициативу, творчество учащихся. С этой целью подбираются такие упражнения, которые требуют от учащихся выбора наиболее рационального пути решетя выполнения того или иного действия.
Упражнения должны быть тесно связаны с жизнью, с практической деятельностью учащихся в мастерских.
Самостоятельная работа в классе — это подготовка и к выполнению домашнего задания. Успешность ее выполнения является, как правило, показателем того, насколько учащиеся подготовлены к самостоятельному выполнению домашних заданий.
Практические работы — это, как правило, ручная деятельность учащихся с раздаточным дидактическим материалом, измерения, лепка, аппликация, рисование, конструирование.
Практические работы требуют от учителя тщательного руководства, большой работы по предупреждению возможных ошибок или выработки неправильного навыка. Практическая работа должна обеспечить максимум самостоятельности, инициативы, умения проконтролировать свою практическую деятельность. Полезно организовать взаимопроверку, контрольные измерения и т. д.
В специальной школе VIII вида на уроках русского языка широкое применение находят дидактические игры.
Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.
Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к использованию элементов программированного обучения.
Опыт использования элементов программированного обучения в процессе преподавания математики показал, что целесообразна использовать его при закреплении знаний и особенно при выработке навыков письма и чтения.
Материалы по педагогике:
Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов
Контрольный эксперимент был проведен с 17 марта 2010 года по 31 марта 2010 года. На основании проведенной коррекционной работы с экспериментальной группой были получены следующие результаты. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к логопедическим занятиям. Прежде всего, ...
Виды тестирования, классификация тестов
Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов (не считая тестов интеллекта, которые проводит преподаватель-конс ...
Сущность и проблемы семейного воспитания учащихся
старшего школьного возраста
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...