Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе

Страница 3

Старший дошкольный возраст. Большинство детей старшего возраста, от 6 до7 лет, говорит правильно, но все же у некоторого количества речи не чистая. Если внимательно изучить недостатки их речи, то оказывается, что часто дети искажают шипящие звуки и р , причем здесь уже, как правило, не отмечается той неустойчивости, которая характерна для дошкольников среднего возраста. Большей частью дети этого возраста заменяют один звук другим. Легкая картавость, шепелявость приобретают характер речевой привычки.

Более резкие отклонения: заикание, дизартрия, дислалия – составляют достаточно большой процент среди всех случаев речевых недостатков. Все же у многих детей 6-7 лет отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов. Некоторые дети небрежны в словопроизношении, например говорят «яблуко», «мине» и т.п Таким образом, в онтогенезе за 5 лет жизни у ребенка формируется система фонем родного языка. Звуки со сложным артикуляционным укладом в раннем возрасте заменяются звуками-предшественниками, близкими по артикуляционному укладу. Появление звуков связано с подготовленностью артикуляционной базы. У детей в процессе становления речи наблюдается сокращение слогов в словах, перестановки звуков. Эти нарушения носят временный характер и при нормальном речевом развитии к пяти годам полностью исчезают. Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями.

Следует отметить, что нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, неба, языка). При неправильном строении губ (расщепление верхней губы, укороченная верхняя губа) не происходит достаточно полное их смыкание, отчего страдает произношение губных и щелевых звуков. При нарушении зубного ряда (редкие, мелкие, излишне крупные, сверхкомплектность, вне челюстной дуги, недоразвитые), отсутствии зубов искажаются многие переднеязычные звуки. Нарушения в строении челюстей (прогения, прогнатия), а, следовательно, и прикусов (открытый передний, открытый боковой) также служат причиной неправильного звукопроизношения. При дефектах неба (врожденное несращение твердого и мягкого неба, мягкого неба и язычка, укороченное мягкое небо, высокий небный свод) нарушается небно-глоточный затвор, отделяющий носоглоточную и носовую полости от глоточной и ротовой, при произнесении всех звуков речи, кроме носовых. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных: речь приобретает выраженный назальный оттенок.

Некоторые индивидуальные особенности звукопроизношения, орфоэпические искажения, неправильные ударения, нечеткая дикция могут развиваться у ребенка под влиянием диалектных или иноязычных форм, малокультурной речевой среды или вследствие постоянного контакта с близкими, имеющими недостатки произношения.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Проявления стертой дизартрии у детей дошкольного возраста
Стертая дизартрия (МДР — минимальные дизартрические расстройства) встречается очень часто у детей с ОНР (50— 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия. Стертая дизартрия в логопеди ...

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Социально-педагогическая виктимология
Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей задачей дать научную картину социально-педагогической действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве педагогов, социальных работников, организаторов и руководителей в производственной ...

Навигация