Анализ педагогической деятельности в области развития творческих способностей

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии » Анализ педагогической деятельности в области развития творческих способностей

Страница 1

Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека является одним из основных ресурсов развития общества.

Что есть творчество?!

Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. А способность – талант, дарование, умение, а также возможность производить какие-нибудь действия…

Одна из характерных отличительных особенностей настоящего времени – это востребованность творческой личности, способной как самостоятельно получать знания, так и воспроизводить на их основе новые.

Общепринятые в школах образовательные стандарты не задают и не предполагают оценки творческого компонента образования. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии обучения приводит к ослаблению внутренней мотивации учащихся, «замороженности» их творческого потенциала, нежеланию учиться, преувеличению роли формальных ценностей (учеба ради отметки, сдачи экзаменов и т.п.). В результате растет отчуждение от образования, обусловленное несоответствием традиционных целей и форм обучения изменяющимся жизненным потребностям учащихся.

Это существенно снижает интерес к изучению предметов. Кроме того, интерес к учению снижается, во-первых, из-за сложности преподавания, во-вторых, из-за однообразности преподнесения учебного материала. Необходимо мобилизовать резервы внутреннего активного отношения самих школьников к учебному труду.

Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне развития личности.

По мнению Кузьмичевой Е.Л. «Главная задача мотивации учения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося».

Основная и очень ответственная задача учителя – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности.

И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения.

Только с позиций педагогики творчества возможно создать такую педагогическую систему, которая интегрировала бы личностно-творческие и общественно-образовательные цели образования.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это святой долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность.

Структура творческого процесса, пути и средства включения учащихся в творческую деятельность была рассмотрена многими учеными, но более специфично такими как Г.С Альтшуллер, Т.В. Кудрявцев, И.М. Верткин, Ж.Ж Руссо. Особое место отводится Сухомлинскому.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Навигация