Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Страница 4

Основные компоненты произносительной стороны речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.

В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. За 5 лет жизни у ребенка формируется система фонем родного языка. Появление звуков речи связано с подготовленностью артикуляционной базы. Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Основными в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи. Нарушения звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии выражаются в искажениях, заменах, пропусках звуков. Наряду с этим присутствуют нарушения интонационной выразительности, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Отмечаются нарушения голоса и расстройства речевого дыхания за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры.

В большинстве своем для форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Ведущими механизмами расстройств произношения при стертой форме дизартрии являются: нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата (повышение тонуса, понижение тонуса, меняющийся тонус мышц) и связанные с ними ограничения подвижности речевого аппарата, дискоординационные расстройства, синкинезии и насильственные движения, а также недостаточность артикуляционного праксиса, выражающаяся в двух видах нарушений: кинетическом и кинестетическом. Кроме того, нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата и нарушением в развитии фонетико-фонематического восприятия.

Коррекционная работа при дизартрии проводится с учетом формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка, и осуществляется на основе комплексного подхода, состоящего из трех блоков: медицинского, психолого-педагогического, логопедического. Логопедическая работа включает следующие этапы:

1. Подготовительный (индивидуальная работа).

2. Выработка новых произносительных навыков (индивидуальная работа).

3. Выработка коммуникативных навыков и умений.

4. Предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

5. Подготовка детей к обучению в школе.

Успех логопедический занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников
В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории: · Ограничение количества часов. Базисный учебный план сократил количество часов на изучение истории в старших классах до 140 на базовом уровне и 28 ...

Методика применения ПДГ на уроках по теме Paint в средней школе
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда смотрит и слушает – 65% получаемой информации. Эти данные напоминают о необходимости применения средств наглядности обучения для повышения эффективности учебных занятий. Совр ...

Понятие игры, ее значение
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения ...

Навигация