Затем следует работать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок произносит без искажений. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, в первую очередь нужно работать над теми, которые у ребенка лучше корригируются.
Основным условием успешной работы является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых с постепенным добавлением к ним новых элементов (с подключением слухового и зрительного анализаторов):
o сначала вырабатывается способ подачи воздушной струи;
o затем к воздушной струе подключается голосоподача;
o далее отрабатывается подача голосодыхательной струи к фокусу артикуляции;
o выработка позиции языка (для язычных звуков);
o выработка позиции губ (для губных звуков);
o звуки л, ль, р, рь при дизартрии нужно ставить медленно, ступенчато: автоматизируются только хорошо поставленные звуки;
o целесообразно сначала ставить звонкие, а потом глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.
После отработки всех компонентов артикуляции и закрепления полученного результата проводится логопедическая работа по постановке нарушенных звуков. Начинаем работу с наиболее легких для ребенка звуков, имея цель поставить все нарушенные звуки.
1. Постановка нарушенных звуков
Звук [з]. Для постановки звука необходимо сделать следующее:
§ отрабатывать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка (ладонь под подбородок и подуть на нее);
§ далее к воздушной струе присоединять голос, возникает звук, сходный с [ув];
§ создать ощущение голосодыхательной струи на кончике языка (положить кончик языка таким образом, чтобы он закрыл ее). Поставить ладонь под подбородок и подать голосодыхательную струю – возникает звук, близкий к [в];
§ затем предложить ребенку оскалить зубы и положить кончик языка между резцами, язык не прижимать, подать голосодыхательную струю – слышится звук [з];
§ необходима отработка ощущения легкого касания языка – высунуть язык, пощекотать его шариковым зондом (уточнить, почувствовал ли ребенок щекотание), затем коснуться языком нижних резцов;
§ после того как ребенок научится легко касаться кончиком языка нижних резцов, он произносит звук на оскале в межзубном положении, затем убирает кончик языка за нижние резцы.
При такой постановке звука [з] звук [с] корригируется спонтанно, по мере автоматизации звука [з]. Звук [зь] ставится в сочетании [и-ззз-ииии], [сь] – в сочетании [и-ссс-ииии].
Звук [ц] обычно коррегируется спонтанно после автоматизации звука [с] и формирования фонематических представлений. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание [а-т-с] или аналогичное сочетание с другими гласными (с ускорением).
Звук [ж]. Для постановки звука [ж] необходимо сначала отработать продувание воздушной струи через середину распластанного языка, затем положить широкий кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрыл ее и, и подуть. На кончике носа должно возникнуть ощущение теплой воздушной струи.
Если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, выполняем упражнение на присасывание языка к верхней губе и укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придерживать язык на верхней губе с помощью нижней губы, поднимая ее пальцем. Далее к подаче воздушной струи на кончик носа присоединяем голос, слышим звук, похожий на [в]. Когда усвоена предыдущая позиция, во время голосоподачи убираем кончик языка за верхние зубы на оскале до получения звука [ж].
Нельзя ставить шипящие звуки при дизартрии с помощью придания губам формы рупора – это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Звук [ж] успешно ставится и с помощью зондов. Зонд подводится под переднюю часть языка, ребенку предлагаем пожужжать. Затем зонд перемещается вперед – назад, ребенок кивком головы показывает правильно или неправильно звучит звук (ребенок сам может взять зонд и «поискать» у себя во рту нужный звук).
Звук [ш] корригируется спонтанно, после автоматизации звука [ж].
Звук [щ] можно поставить в сочетании с [и-шшш-иии]. Можно использовать зонды, аналогичные [ж].
Звук [ч] ставится в сочетании с [а-ть-щ] или в сочетании с другими гласными.
Звук [л] ставится после отработки воздушной струи.
§ Сначала пропеваем [а-а-а] с широко открытым ртом.
§ Во время пропевания нужно касаться узким краем языка поочередно то нижней, то верхней губой.
§ Далее предложить показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее.
§ Во время пропевания несколько раз плотно прижимаем кончик языка к середине верхней губы - [ла-ла-ла].
Упражнение фиксируется, а позднее кончик языка перемещается к верхним резцам и убирается за них. При нарушении координации ребенку трудно установить кончик языка на середину верхней губы, в таких случаях рекомендуется ставить кончик языка в верхнее преддверие рта и выполнять упражнения в такой позиции.
Материалы по педагогике:
Что есть образованный человек
Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе т ...
Традиции: их сущность и структура
Между традициями, обычаями и обрядами много общего. Все они представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта. Традиции и обычаи могут включать в себя обрядовые элементы, но это еще не обряды. «Традиция — это особая форма закрепления общественных отношений, в ...
Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования
№ Вид работы Среднее время, ч. Примечание 1 Создание плана работы 2,5 6,0 на месяц на год 2 Создание отчета про выполненную работу 4 8 на месяц на год 3 Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаци ...