Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Материалы о педагогике » Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики вторичных отклонений у детей с дизартрией

Страница 3

Не рекомендуется ставить [л], прикусывая край языка, так как при этом не формируется необходимый прогиб в средней части языка и при переводе языка за верхние резцы получается смягченный звук. Нужно плотно прижать верхнюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы язык касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

Звук [р].

§ Сначала нужно убедить в том, что подъязычная связка достаточно растянута (или хирургическое вмешательство, или специальные упражнения – любые упражнения для языка на движение вверх: облизывание губ с широко открытым ртом, поглаживание нёба в передне-заднем направлении, вытягивание языка к носу и т.п.).

§ Очень важно сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу как при постановке [ж].

§ Следующий этап – отработка подвижности широкого кончика языка: присасывание кончика языка к небу (цоканье), «болтушка».

§ Далее предлагается на оскале распластанным кончиком языка ударять по нёбу с поддуванием на кончик языка: да-да-да, дэ-дэ-дэ (многократно в разном ритме, со смещением ударения, с ускорением).

§ Можно ставить звук [р] от сочетания [дз] на оскале.

§ Можно ставить звук [р] при межзубном положении языка.

§ Можно использовать прием «балалайка». Ребенок на оскале многократно произносит [д-д-д] или [ж-ж-ж]. Используя шариковый зонд, подведенный под кончик языка, создаем вибрацию. При получении таким образом изолированного звука необходимо сразу вводить его в слоги. В том случае, если ребенок не может поднять кончик языка, «балалайку» можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой.

Звук [рь] можно ставить в сочетании с [ии-рр-ии].

Все перечисленные приемы постановки звуков не являются исчерпывающими. Можно использовать различные приемы с учетом индивидуальности ребенка.

2. Автоматизация и введение звуков в речь

Полученный звук можно сразу же вводить в слог. У детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства звуков предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре ГС. В ряде случаев, например при формировании звуков [с], [сь], [р], [рь], допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.

Особую трудность для ребенка представляет правильное произнесение стечений согласных. Поэтому формируемый звук в последнюю очередь отрабатываем в наиболее частотных вариантах сочетаний согласных звуков.

От закрепления звука в слогах переходим к его отработке в словах.

Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка закрепления звука в словах: в начале слова, в конце слова (если согласный глухой), в середине слова, в словах со стечением согласных.

В некоторых случаях звуки [р] и [рь] формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», а наоборот.

В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, то есть формируемый гласный звук – под ударением, а согласный – перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений (чем дальше слог, тем больше он редуцируется).

3. Дифференциация поставленных звуков

После постановки и закрепления звуков необходимо провести их дифференциацию. Так, например, если у ребенка было нарушено произношение шипящих и соноров, последующую работу можно организовать следующим образом.

§ Дифференциация звуков [ш] - [ж].

§ Дифференциация звуков [с] - [ш].

§ Дифференциация звуков [з] - [ж].

§ Дифференциация звуков [с] - [ш] - [з] - [ж].

§ Дифференциация звуков [л] - [ль].

§ Дифференциация звуков [ш] - [щ].

§ Дифференциация звуков [р] - [рь].

§ Дифференциация звуков [л] - [р].

§ Дифференциация звуков [ль] - [рь].

§ Дифференциация звуков [л], [ль] - [и] (в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).

§ Дифференциация звуков [р], [рь] - [и] _в случае, если в речи ребенка отмечались замены этих звуков).

Логопед, работающий с детьми, имеющими легкую форму дизартрии, должен стремиться к пониманию сути расстройства, осмысленному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков, мотивов, волевых качеств, необходимых для продолжительной работы, дающей положительные результаты.

Таким образом, дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа, успех которой в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача – невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях – логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Пешеходные прогулки, походы и экскурсии
При изучении влияния разных видов отдыха на здоровье учеными было доказано, что самым эффективным оздоровительным видом отдыха является туризм, связанный с физической тренировкой на лоне природе. Туристический поход обеспечивает сочетание всех составных частей полноценного отдыха (физическая активн ...

Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения
Агрессия является предметом большего числа психологических работ за рубежом, однако отечественные исследования в этой области крайне немногочисленны. В работах Е.М. Гаспаровой, С.Н. Ениколопова, Н.Д. Левитова, Т.Г.Румянцевой и других авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросо ...

Психологические и лингвистические основы развития словаря
Язык - потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь- это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т. е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она вс ...

Навигация