Бережность-заботливость, осторожность, стремление к сохранению чего-либо.
Качество бережности сравнивается в учении с краеугольным камнем, без которого, как известно, немыслимо любое построение. Необыкновенно важным оно представляется сейчас, «когда так необходима координация тысяч сознаний, неслаженных, непросвещённых, не знающих простейших незыблемых законов».
«Когда говорится о том, что от самых первых школьных дней в учащихся должна быть развиваема и глубокая наблюдательность, и внимательная заботливость, и бережность, это не будет педагогическою скукою, но, наоборот — лишь естественным и живым подготовлением к бодрой, настоящей жизни — обозначая качества, на приобретение которых младшие школьники должны быть, сориентированы.
Бережность происходит из глубокой веры в человека, и потому в ней нет опасливости. Вместо нее в человеке разворачивается тонкая поддержка другого, вдохновляющее одаривание своим вниманием, чуткостью и теплом. Не боязнь прикосновения, а наоборот, глубокое вхождение в происходящее в другом, вхождение в сострадании, в радости, в сотрудничестве, в любви. Боязнь и страх рождают пассивность. Бережность активна. Первые ведут к осторожности, вторая — к взаимодействию. Бережность оказывает честь другому, как сонаследнику благодатной жизни.
Если же в человеке живет бережность, она рождает в нем движение созидания, а не разрушения отношений. Она оберегает человека от всех мысленных и произносимых вслух утверждений негативного в другом.
Бережность к другому, или к чему либо — это и есть одновременно бережное отношение к себе. В глубине движения, которое рождается в душе человека, это одно и тоже. Но есть здесь одна удивительная тонкость. Невозможно прийти к бережности, если начать проявление бережности с себя. Такое оберегание так и останется в пределах одного человека.
Окружающая природа — замечательный помощник в воспитании добрых чувств, в детской душе, рождающаяся бережность отношений.
Виктор Петрович Астафьев говорил, что тема человека и природы, их взаимосвязи необычайно волновала его. Всем своим творчеством Виктор Петрович настойчиво призывал к гармонии человека с природой, её животного и растительного мира, пробуждал «чувства добрые». Трогательную дружбу человека и природы, стремление жить в мире и согласии – вот что внушает нам, живущим в XXI , передовой писатель и, несомненно, гуманный человек В.П.Астафьев. «Ты в ответе за родной край, за малую родину, за мир, в котором живёшь» - эта мысль пронизывает все произведения замечательного автора о природе и животных.
В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности ребёнка и формирования системы его знаний о природе и отношение к ней.
Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Таким образом, бережное отношение к живому - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у младших школьников.
Бережное отношение к живому - это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, помочь, защищать живое.
Бережное отношении ко всему живому – формирует такие качества, как сострадание, милосердие, доброта и ответственность.
Процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Помощи человеку. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.
Материалы по педагогике:
Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм ...
Исследование социально-психологической адаптации первоклассников
Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе. Методика: проективный рисунок «Школа». Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной ...
Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и
проведении работ по слушанию музыки
Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыка ...