Теоретическое обоснование исследуемой проблемы

Страница 2

Бережность-заботливость, осторожность, стремление к сохранению чего-либо.

Качество бережности сравнивается в учении с краеугольным камнем, без которого, как известно, немыслимо любое построение. Необыкновенно важным оно представляется сейчас, «когда так необходима координация тысяч сознаний, неслаженных, непросвещённых, не знающих простейших незыблемых законов».

«Когда говорится о том, что от самых первых школьных дней в учащихся должна быть развиваема и глубокая наблюдательность, и внимательная заботливость, и бережность, это не будет педагогическою скукою, но, наоборот — лишь естественным и живым подготовлением к бодрой, настоящей жизни — обозначая качества, на приобретение которых младшие школьники должны быть, сориентированы.

Бережность происходит из глубокой веры в человека, и потому в ней нет опасливости. Вместо нее в человеке разворачивается тонкая поддержка другого, вдохновляющее одаривание своим вниманием, чуткостью и теплом. Не боязнь прикосновения, а наоборот, глубокое вхождение в происходящее в другом, вхождение в сострадании, в радости, в сотрудничестве, в любви. Боязнь и страх рождают пассивность. Бережность активна. Первые ведут к осторожности, вторая — к взаимодействию. Бережность оказывает честь другому, как сонаследнику благодатной жизни.

Если же в человеке живет бережность, она рождает в нем движение созидания, а не разрушения отношений. Она оберегает человека от всех мысленных и произносимых вслух утверждений негативного в другом.

Бережность к другому, или к чему либо — это и есть одновременно бережное отношение к себе. В глубине движения, которое рождается в душе человека, это одно и тоже. Но есть здесь одна удивительная тонкость. Невозможно прийти к бережности, если начать проявление бережности с себя. Такое оберегание так и останется в пределах одного человека.

Окружающая природа — замечательный помощник в воспитании добрых чувств, в детской душе, рождающаяся бережность отношений.

Виктор Петрович Астафьев говорил, что тема человека и природы, их взаимосвязи необычайно волновала его. Всем своим творчеством Виктор Петрович настойчиво призывал к гармонии человека с природой, её животного и растительного мира, пробуждал «чувства добрые». Трогательную дружбу человека и природы, стремление жить в мире и согласии – вот что внушает нам, живущим в XXI , передовой писатель и, несомненно, гуманный человек В.П.Астафьев. «Ты в ответе за родной край, за малую родину, за мир, в котором живёшь» - эта мысль пронизывает все произведения замечательного автора о природе и животных.

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности ребёнка и формирования системы его знаний о природе и отношение к ней.

Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

Таким образом, бережное отношение к живому - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у младших школьников.

Бережное отношение к живому - это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, помочь, защищать живое.

Бережное отношении ко всему живому – формирует такие качества, как сострадание, милосердие, доброта и ответственность.

Процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Помощи человеку. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...

Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения
В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих п ...

Использование компьютера на урока курса «Технология»
Анализ программы «технология» 1.Общие сведения о программе и разделе: Раздел: технология обработки конструкционных материалов. На изучение раздела отводится 50 (5 класс),50 (6 класс),48 (7 класс) часов в год включая время отведённое на выполнение проекта. Учебное время по 2 часа в неделю. Автор: Б. ...

Навигация