Острота современных проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения ко всему живому, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, особенно всего живого в нём.
В системе подготовки молодого поколения к выполнению этой миссии важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут; открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств, новых форм жизни.
Основу для становления и развития бережного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о различных формах жизни, природном окружении, является основой развития нравственно эстетических чувств.
Таким образом, актуальность настоящего исследования
обусловлено наличием следующего противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: с одной стороны, между необходимостью становления бережного отношения к различным формам жизни, у детей уже на начальном этапе образовании, а с другой стороны, недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в деятельности воспитателя;
Выявленное противоречия определила проблему исследования
, которая заключается в определении системы форм работы воспитателя по формированию бережного отношения к живому.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования
:
«Формирование бережного отношения младших школьников к живому в деятельности воспитателя»
Объект
: бережное отношение к живому.
Предмет
: система форм работы воспитателя по формированию бережного отношения младших школьников к живому.
Цель
: разработать и реализовать программу деятельности воспитателя по формированию бережного отношения к живому.
Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили сформулировать гипотезу
исследования:
исследование опирается на предположение, что уровень развития бережного отношения к природе будет значительно выше, если во внеурочной деятельности педагог руководствуется принципом философского воспитания, реализуемого через систему общеразвивающих занятий объединённых идей личностной значимости общения человека с природой и «очеловечивании» предметов природы. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой необходимо решить следующие задачи:
ü раскрыть суть понятия бережного отношения.
ü изучить научно-методическую литературу по проблемам воспитания бережного отношения к живому у младших школьников.
ü исследовать наличие данной проблемы в конкретном детском сообществе.
ü разработать и реализовать программу занятий для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому, и выявить её результаты.
Методологической основой исследования
являлись:
· личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
· системный подход (П.К. Анохин, Б.П. Битинас, И.В. Блауберг, Т.И. Ильина, И.А. Колесникова, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.);
· аксиологический подход (И.А. Колесникова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.Ф. Королев)
Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных работ по теме исследования; классификация; моделирование; эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.;
База исследования:
Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Лицея №25» Октябрьского административного округа города Омска.
Материалы по педагогике:
Общая характеристика внеклассной работы по математике
Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по математике является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлека ...
Интеграция как фактор комплексного обучения
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определенные признаки кризиса педагогики, н ...
Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
По данным Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой в ...