необходимо определить, что представляет собой отношение в современных условиях.
На психологическом уровне проблема отношений детально рассматривается В.Н Мясищевым, который пишет, что отношение – сознательная и активная система временных связей человека с окружающей действительностью.
Отношение - философская категория, выражающая характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.
Система отношений, в которые включается человек, стабилизирует его субъективное отношение ко всем сторонам действительности.
В.Н. Мясищев рассматривает отношения личности в широком смысле этого слова. Он выделяет три области, связанные с личностью разнообразными отношениями:
v явления природы, мир вещей;
v люди и общественные явления;
v сам субъект (сама личность).
Таким образом, наиболее значимыми для определения свойств личности являются отношения человека к обществу, природе, труду, к людям, к самому себе. В них, прежде всего и проявляется человек.
Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, в свою очередь, они стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. Отношения бесконечно разнообразны.
Можно выделить отношения:
§ пространственные;
§ временные;
§ причинно-следственные;
§ внешние;
§ внутренние;
§ логические;
§ математические;
§ отношения формы и содержания;
§ отношения части и целого, единичного и всеобщего.
Основными компонентами отношений являются:
· знания (это обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и объективном отношении и на основании которых, можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание),
· эмоции (субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.),
· побуждения к действию.
Отношения материализуются в деятельности, поступках, поведения человека. Знания о мире, их эмоционально привлекаемая оценка неизменно приводят к определённому типу поступков. Так, человек, знающий правила хорошего тона, воспринимающий их эмоционально, испытывает удовлетворение от следования им, проявления своего отношения к окружающим.
В отношении с окружающем миром находят своё выражение все свойства и нравственные качества личности. Отношение — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А. С. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений.
Существуют различные виды отношений. Они могут быть:
v контактными, диктантными, непосредственными и многократно опосредованными;
v положительные и отрицательные.
v по интенсивности проявления: систематические, эпизодические, одноразовые;
v по результату выявления сторон друг на друга: бережное, разрушающие, индифирентные;
v По позиции: авторитарные, гуманистические;
Отличительными свойствами отношений является их полярность. За счёт этого свойства человек получает возможность достигать постоянства поведения. Это постоянство и даёт возможность предугадать поведение человека в незнакомой ситуации, так как отношение к одному предмету или ситуации переноситься на другие сходные ситуации.
Отношение человека в окружающей среде могут быть временными и относительно постоянными. У детей младшего школьного возраста они могут быть кратковременными, так как не закреплены и носят ситуативный характер. В мировой практике существуют множество определений понятия «бережность».
Материалы по педагогике:
Коррекция заикания в форме эксперимента с применением
дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
В обучающем эксперименте приняло участие 4 ребенка 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания. Из них: 2 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 2 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно и по традиционному коррекционно ...
Классификация алгоритмов
Как и любое множество объектов, множество алгоритмов, можно классифицировать по различным основаниям. Для того чтобы выяснить, как обучить алгоритму, необходимо представлять цель применения данного алгоритма: преобразование объекта или его распознавание. В курсе алгебры 7-9 классов большинство алго ...
Система игр, направленная на формирование знаний у детей о сезонных
изменениях в природе
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил цель для формирующего этапа нашего исследования: разработать и экспериментально апробировать систему дидактических игр по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На этом этапе нами была разработана система дидактических игр по ...