Теоретическое обоснование исследуемой проблемы

Страница 1

необходимо определить, что представляет собой отношение в современных условиях.

На психологическом уровне проблема отношений детально рассматривается В.Н Мясищевым, который пишет, что отношение – сознательная и активная система временных связей человека с окружающей действительностью.

Отношение - философская категория, выражающая характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.

Система отношений, в которые включается человек, стабилизирует его субъективное отношение ко всем сторонам действительности.

В.Н. Мясищев рассматривает отношения личности в широком смысле этого слова. Он выделяет три области, связанные с личностью разнообразными отношениями:

v явления природы, мир вещей;

v люди и общественные явления;

v сам субъект (сама личность).

Таким образом, наиболее значимыми для определения свойств личности являются отношения человека к обществу, природе, труду, к людям, к самому себе. В них, прежде всего и проявляется человек.

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, в свою очередь, они стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. Отношения бесконечно разнообразны.

Можно выделить отношения:

§ пространственные;

§ временные;

§ причинно-следственные;

§ внешние;

§ внутренние;

§ логические;

§ математические;

§ отношения формы и содержания;

§ отношения части и целого, единичного и всеобщего.

Основными компонентами отношений являются:

· знания (это обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и объективном отношении и на основании которых, можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание),

· эмоции (субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.),

· побуждения к действию.

Отношения материализуются в деятельности, поступках, поведения человека. Знания о мире, их эмоционально привлекаемая оценка неизменно приводят к определённому типу поступков. Так, человек, знающий правила хорошего тона, воспринимающий их эмоционально, испытывает удовлетворение от следования им, проявления своего отношения к окружающим.

В отношении с окружающем миром находят своё выражение все свойства и нравственные качества личности. Отношение — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А. С. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений.

Существуют различные виды отношений. Они могут быть:

v контактными, диктантными, непосредственными и многократно опосредованными;

v положительные и отрицательные.

v по интенсивности проявления: систематические, эпизодические, одноразовые;

v по результату выявления сторон друг на друга: бережное, разрушающие, индифирентные;

v По позиции: авторитарные, гуманистические;

Отличительными свойствами отношений является их полярность. За счёт этого свойства человек получает возможность достигать постоянства поведения. Это постоянство и даёт возможность предугадать поведение человека в незнакомой ситуации, так как отношение к одному предмету или ситуации переноситься на другие сходные ситуации.

Отношение человека в окружающей среде могут быть временными и относительно постоянными. У детей младшего школьного возраста они могут быть кратковременными, так как не закреплены и носят ситуативный характер. В мировой практике существуют множество определений понятия «бережность».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Первый руководитель высшего педагогического образования в Башкирии
В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан в фонде «Директор народных училищ Уфимской губернии» находится дело «О назначении действительного студента Императорского Новороссийского университета Александра Николаевича Лисовского преподавателем древних языков в Уфимскую ...

Народнаясказка как средство формирования дружеских взаимоотношений
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: ...

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Навигация