Бережное отношение к живому связано с развитием наблюдательности. Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле.
Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три основных задачи в работе задачи для педагога-воспитателя, формирующего отношения к живому:
· формирование у детей элементарной системы знаний;
· формирование у детей трудовых навыков и умений;
· формирование у детей любви ко всему живому.
Процесс становления бережного отношения к живому определяется формами поведения младшего школьника, которые могут служить критериями оценки уровня его сформированности. М.И.Шилова выделяет четыре уровня сформированнности отношений: высокий, средний, низкий, нулевой. И выделяет следующие критерии:
|
критерий |
нулевой |
низкий |
средний |
высокий |
|
Мотивация интереса к живому миру. |
Не интересуется природным миром. |
Проявляет интерес к живому миру при постоянном побуждении. |
Проявляет интерес к живому миру. |
Проявляет интерес к живому миру и заряжает своим интересом других. |
|
Отношения ко всему живому(природа, растения, люди и т.д.). |
Отношение является разрушительным. |
Не наносит вреда живому при контакте. |
Любит природу и всё живое |
Проявляет постоянную заботу о животных, растительном мире и людях. |
|
Ориентация во взаимодействии с живым . |
Отсутствует ориентация на правила поведения во взаимодействии с живым. |
Ориентация на правила взаимодействия с живым, при постоянном побуждении и контроле |
Ориентация постоянно на соблюдение правил |
Ориентация на соблюдение правил во взаимодействии, норм, направленных на заботу, помощь живому. |
Сущностное содержание воспитания в современных социальных условиях состоит в создании реальных жизненных ситуаций, позволяющие включить воспитанников в такую систему отношений, в которой проявляется общая ориентация на гуманные общечеловеческие ценности.
Наукой и практикой доказано, что на уровень проявляемых личностью отношений к миру большое влияние оказывает социальная среда. Выполняя совокупность общечеловеческих функций, человек вступает в разнообразные социальные связи, которые и определяют содержание его отношений с окружающей средой.
Однако социальная среда не на прямую влияет на воспитание человека. Её влияние опосредованно ближайшим окружением- микросредой. Микро- и макросреда находятся в диалектической зависимости, представляя собой взаимодействующие сферы. Наибольшее влияние на воспитание младших школьников оказывает отношение в микросреде, которая выступает в качестве определяющего звена в реализации соответствующих намерений и поступков человека.
Материалы по педагогике:
Теория и практика организации управления процессом педагогической
деятельности
Управление рассматривают, как целенаправленное, планомерное воздействие извне на организованный объект или процесс перевода системы из одного состояния в другое. Каждый современный руководитель стремится постичь науку управления, овладеть его научными методами, в совершенстве изучить объект управле ...
Понятие об образовании
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальн ...
Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть
oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...