Бережное отношение к живому связано с развитием наблюдательности. Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле.
Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три основных задачи в работе задачи для педагога-воспитателя, формирующего отношения к живому:
· формирование у детей элементарной системы знаний;
· формирование у детей трудовых навыков и умений;
· формирование у детей любви ко всему живому.
Процесс становления бережного отношения к живому определяется формами поведения младшего школьника, которые могут служить критериями оценки уровня его сформированности. М.И.Шилова выделяет четыре уровня сформированнности отношений: высокий, средний, низкий, нулевой. И выделяет следующие критерии:
критерий |
нулевой |
низкий |
средний |
высокий |
Мотивация интереса к живому миру. |
Не интересуется природным миром. |
Проявляет интерес к живому миру при постоянном побуждении. |
Проявляет интерес к живому миру. |
Проявляет интерес к живому миру и заряжает своим интересом других. |
Отношения ко всему живому(природа, растения, люди и т.д.). |
Отношение является разрушительным. |
Не наносит вреда живому при контакте. |
Любит природу и всё живое |
Проявляет постоянную заботу о животных, растительном мире и людях. |
Ориентация во взаимодействии с живым . |
Отсутствует ориентация на правила поведения во взаимодействии с живым. |
Ориентация на правила взаимодействия с живым, при постоянном побуждении и контроле |
Ориентация постоянно на соблюдение правил |
Ориентация на соблюдение правил во взаимодействии, норм, направленных на заботу, помощь живому. |
Сущностное содержание воспитания в современных социальных условиях состоит в создании реальных жизненных ситуаций, позволяющие включить воспитанников в такую систему отношений, в которой проявляется общая ориентация на гуманные общечеловеческие ценности.
Наукой и практикой доказано, что на уровень проявляемых личностью отношений к миру большое влияние оказывает социальная среда. Выполняя совокупность общечеловеческих функций, человек вступает в разнообразные социальные связи, которые и определяют содержание его отношений с окружающей средой.
Однако социальная среда не на прямую влияет на воспитание человека. Её влияние опосредованно ближайшим окружением- микросредой. Микро- и макросреда находятся в диалектической зависимости, представляя собой взаимодействующие сферы. Наибольшее влияние на воспитание младших школьников оказывает отношение в микросреде, которая выступает в качестве определяющего звена в реализации соответствующих намерений и поступков человека.
Материалы по педагогике:
Основные характеристики профессиональной деятельности
индивидуального стиля тренера
Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития ли ...
Культурно-массовая работа в классе, организуемая
представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...
Методы практической коррекции
Я проходила практику в МОУ СОШ №20, где проводила различные тестирования, анкеты, беседы, классные часы на актуальные темы профилактики алкоголя, наркомании, табакокурения в современном мире, а также были темы, касающиеся взаимоотношений детей и родителей и детей между собой, целью которых было уст ...