Бережное отношение к живому связано с развитием наблюдательности. Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле.
Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три основных задачи в работе задачи для педагога-воспитателя, формирующего отношения к живому:
· формирование у детей элементарной системы знаний;
· формирование у детей трудовых навыков и умений;
· формирование у детей любви ко всему живому.
Процесс становления бережного отношения к живому определяется формами поведения младшего школьника, которые могут служить критериями оценки уровня его сформированности. М.И.Шилова выделяет четыре уровня сформированнности отношений: высокий, средний, низкий, нулевой. И выделяет следующие критерии:
критерий |
нулевой |
низкий |
средний |
высокий |
Мотивация интереса к живому миру. |
Не интересуется природным миром. |
Проявляет интерес к живому миру при постоянном побуждении. |
Проявляет интерес к живому миру. |
Проявляет интерес к живому миру и заряжает своим интересом других. |
Отношения ко всему живому(природа, растения, люди и т.д.). |
Отношение является разрушительным. |
Не наносит вреда живому при контакте. |
Любит природу и всё живое |
Проявляет постоянную заботу о животных, растительном мире и людях. |
Ориентация во взаимодействии с живым . |
Отсутствует ориентация на правила поведения во взаимодействии с живым. |
Ориентация на правила взаимодействия с живым, при постоянном побуждении и контроле |
Ориентация постоянно на соблюдение правил |
Ориентация на соблюдение правил во взаимодействии, норм, направленных на заботу, помощь живому. |
Сущностное содержание воспитания в современных социальных условиях состоит в создании реальных жизненных ситуаций, позволяющие включить воспитанников в такую систему отношений, в которой проявляется общая ориентация на гуманные общечеловеческие ценности.
Наукой и практикой доказано, что на уровень проявляемых личностью отношений к миру большое влияние оказывает социальная среда. Выполняя совокупность общечеловеческих функций, человек вступает в разнообразные социальные связи, которые и определяют содержание его отношений с окружающей средой.
Однако социальная среда не на прямую влияет на воспитание человека. Её влияние опосредованно ближайшим окружением- микросредой. Микро- и макросреда находятся в диалектической зависимости, представляя собой взаимодействующие сферы. Наибольшее влияние на воспитание младших школьников оказывает отношение в микросреде, которая выступает в качестве определяющего звена в реализации соответствующих намерений и поступков человека.
Материалы по педагогике:
Дидактические основы использования технических и информационных средств в
процессе обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...
Психологическая поддержка учеников, обучающихся в классе, на
уровне родительского комитета
В первых классах у детей только формируется психика, и очень важно, чтобы она формировалась правильно. В школе ребенку могут помочь как учителя, так и родительский комитет в сотрудничестве с социальными работниками. Родительский комитет, в свою очередь, обязан: обеспечить индивидуальный подход к ка ...
Личностные особенности педагога
Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвеча ...