Теоретическое обоснование исследуемой проблемы

Страница 3

Бережное отношение к живому связано с развитием наблюдательности. Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле.

Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три основных задачи в работе задачи для педагога-воспитателя, формирующего отношения к живому:

· формирование у детей элементарной системы знаний;

· формирование у детей трудовых навыков и умений;

· формирование у детей любви ко всему живому.

Процесс становления бережного отношения к живому определяется формами поведения младшего школьника, которые могут служить критериями оценки уровня его сформированности. М.И.Шилова выделяет четыре уровня сформированнности отношений: высокий, средний, низкий, нулевой. И выделяет следующие критерии:

критерий

нулевой

низкий

средний

высокий

Мотивация интереса к живому миру.

Не интересуется природным миром.

Проявляет интерес к живому миру при постоянном побуждении.

Проявляет интерес к живому миру.

Проявляет интерес к живому миру и заряжает своим интересом других.

Отношения ко всему живому(природа, растения, люди и т.д.).

Отношение является разрушительным.

Не наносит вреда живому при контакте.

Любит природу и всё живое

Проявляет постоянную заботу о животных, растительном мире и людях.

Ориентация во взаимодействии с живым .

Отсутствует ориентация на правила поведения во взаимодействии с живым.

Ориентация на правила взаимодействия с живым, при постоянном побуждении и контроле

Ориентация постоянно на соблюдение правил

Ориентация на соблюдение правил во взаимодействии, норм, направленных на заботу, помощь живому.

Сущностное содержание воспитания в современных социальных условиях состоит в создании реальных жизненных ситуаций, позволяющие включить воспитанников в такую систему отношений, в которой проявляется общая ориентация на гуманные общечеловеческие ценности.

Наукой и практикой доказано, что на уровень проявляемых личностью отношений к миру большое влияние оказывает социальная среда. Выполняя совокупность общечеловеческих функций, человек вступает в разнообразные социальные связи, которые и определяют содержание его отношений с окружающей средой.

Однако социальная среда не на прямую влияет на воспитание человека. Её влияние опосредованно ближайшим окружением- микросредой. Микро- и макросреда находятся в диалектической зависимости, представляя собой взаимодействующие сферы. Наибольшее влияние на воспитание младших школьников оказывает отношение в микросреде, которая выступает в качестве определяющего звена в реализации соответствующих намерений и поступков человека.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Понятие психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или гр ...

Геоэкологическое образование в педагогическом процессе
Знания в области геоэкологии чрезвычайно разнообразны и многослойны: от конкретных сведений, призванных удовлетворять запросы повседневной практики природопользования, до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Вот почему задача выработ ...

Теории и виды образования
На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых-педагогов. Рассмотрим теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько овладение учен ...

Навигация