1. Высказывания творческого характера: рассказывание по впечатлениям или воспоминаниям; рассказывание по данному началу, середине или концу, рассказывание о своих наблюдениях в природе, во время экскурсии.
2. Выразительное чтение художественного текста:
а) чтение небольших произведений с самостоятельной предварительной подготовкой
б) чтение отрывков из художественного произведения, подготовленного по своему выбору или указанию учителя;
в) рассказа или отрывка «в лицах» (после анализа произведения);
г) чтение произведений различных жанров (басни, сказки, лирического стихотворения, рассказа) с предварительной самостоятельной подготовкой.
3. Высказывание в виде передачи прочитанного текста:
а) подробная или краткая передача содержания услышанного или прочитанного;
б) передача рассказа или сказки с изменением лица рассказчика;
в) словесное рисование картины из прочитанного произведения;
г) рассказ по содержанию иллюстрации;
д) драматизация и инсценирование рассказа или сказки.
Общий принцип проведения таких упражнений – вызвать интерес к предмету сообщения, создать речевую ситуацию непринужденного общения и предоставить детям решать речевые задачи самостоятельно, укрепляя умение держаться заданной темы, говорить выразительно, то есть с соблюдением соответствующей интонации. Материал для упражнений обеспечивается учебниками и книгами для чтения. Часть учащихся нуждается в дополнительных индивидуальных упражнениях. Дидактический материал для них составляет учитель. Для упражнений индивидуализированного характера в постановке правильный словесных ударений можно применять карточки с заданиями. (Приложение)
Остановимся на основных методах и приемах обучения выразительному чтению и рассмотрим их более подробно.
Показ.
На первоначальной стадии обучения показ – наиболее эффективный метод работы. Его смысл сформулирован в народной пословице: «Что надо – укажи, как надо – покажи». К использованию данного метода многие учителя и методисты относились отрицательно, так как отождествляли его с методом обучения «с голоса», который основан на принципе: «Послушай и постарайся прочесть, как я читаю». По мнению Б.А. Буяльского, «обучение с голоса – ошибочный прием, поскольку он основывается на требовании механического повторения интонаций учителя, освобождая ученика от необходимости чувствовать и мыслить». Применение показа требует учитывать степень способности, развития восприимчивости ученика. Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Показ основывается на образцовом чтении учителя. Говоря об исполнении учителем того или иного произведения, Е.В. Язовицкий отмечал, что учитель должен твердо помнить, что он является прежде всего чтецом, рассказчиком, а не актером, что главная его задача заключается в том, чтобы поделиться с учащимися теми мыслями и впечатлениями, которые возникли у него в процессе работы над текстом…».
Как показывает опыт, при организации первичного восприятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя, пусть даже и несовершенное.
Материалы по педагогике:
Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста
Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст. Чем же он характеризуется? Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в ...
Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности
Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. ...
Разновидности мотивов учебной деятельности
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индив ...