Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения

Материалы о педагогике » Условия и приемы обучения выразительному чтению » Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения

Страница 3

Полный, тщательный анализ образца, проводится не каждый раз, а только тогда, когда работа над выразительным чтением – основная цель урока. Например, при работе над отрывком из произведения А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…» учитель первый раз читает неторопливо, задумчиво, повествуя; второй раз – бодро, весело, подчеркивая яркость картин. затем учитель спрашивает: когда было лучше прочитано – в первый или во второй раз? Почему? Какая зима у Пушкина? Как удалось передать настроение?

Конечно, метод показа подталкивает к подражанию если это подражание хорошему, в нем только польза. Такого подражания не надо бояться. Предостерегать и оберегать следует от подражания слепого, бестактного, внешнего. Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие.

Образцовое чтение учителя.

Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.

Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.

Показательные чтения лучших учеников.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что, прибегая к показу, учитель никогда не стремится навязывать образцы. Цель же образцового исполнения учителя не в том, чтобы эффективно продемонстрировать свое умение, а в том, чтобы заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его.

Метод показа целесообразно сочетать с методом партитурных пометок в тех случаях, когда они могут оказаться полезными в воссоздании нужного тона.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте и т.д. Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения или партитурой.

К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.

Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможет такой порядок работы:

дети читают, следуя составленной учителем партитуре;

учащиеся составляют партитуру совместно с учителем;

дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.

Разумеется, нельзя вводить сразу одновременно все партитурные знаки. Их выбор зависит от характера произведения и типичных ошибок, возникающих у детей при его чтении, и также от уровня подготовленности учащихся к проведению подобной работы.

По месте размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л.Горбушина предлагает следующие наиболее часть употребляемые партитурные знаки.

1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением.

3. Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│‌‌‌‌), длительная – двумя вертикальными чертами (││).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Разработка различных типов заданий для рабочей тетради
Необходимым условием модернизации школьного образования является разработка учебных материалов нового поколения, предполагающих активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий. Рабочие тетради создают благоприятные условия для более успешного усвоения ...

Динамика речевого развития детей экспериментальной группы
Цель формирующего эксперимента: выявить характер звукопроизношения детей экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы с использованием произведений детского фольклора. Итоговый эксперимент проводился нами в группе дошкольников, участвовавших в предыдущих двух сериях ...

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем: 1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых ...

Навигация