Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения

Материалы о педагогике » Условия и приемы обучения выразительному чтению » Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения

Страница 1

Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работа на уроках русского языка и чтения. При этом особе значение приобретают организации и методы работы по выразительному чтению.

От умелого образно-эмоционального чтения учителя во многом зависит степень воздействия художественного произведения на ум, волю и чувства учащихся. От учителя требуется такая работа, которая развивала бы у детей потребность и умение самостоятельно претворять в жизнь полученные или знания и навыки. Если учитель не научит своих учеников образно-эмоциональному чтению художественных произведений, то большая часть его усилий пропадет даром. Как говорил Е.В. Язовицкий, «можно без конца слушать и анализировать поэтические творения Пушкина, Лермонтова, Некрасова…, но если их не читать вслух (пусть даже и не очень совершенно) то многое из того, что принято называть эстетической сущностью произведения, останется для учащихся на всю жизнь непонятным и непрочувствованным».

Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. Вот так описывает эту работу Е.В. Язовицкий: «Получив задание, учащиеся должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, выяснить основную мысль автора, определить главную цель чтения и сквозное действие, направленное на ее воплощение, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственных видений и ассоциаций».

Начиная с 50-х годов, обостряется внимание лучших учителей-практиков и методистов к приемам обучения выразительному чтению. «Прибегая к любому приему, учитель должен помнить о конечной цели - поощрять и развивать у детей любовь к художественному слову, вдохновлять из стремление к самостоятельному анализу художественного текста», - говорил Б.Я. Буяльский.

С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка: подбирает посильный для данного возраста учебный материал, использует различные методы и приемы обучения, организует занятии в системе. При выборе методов и приемов учитывается содержание программы, специфика понятий и представлений, которые необходимо сформировать при обучении.

Разнообразные методы и приемы обучении выразительному чтению реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроке чтения. Цель их – овладение интонационно правильной речью; творческая подача связного текста; работа над восприятием целого текста: его образов, сюжета, идеи; понимание логического содержания художественного произведения.

В 1 классе важную роль играют упражнения в технике чтения: чтение вслух и про себя, предупреждение ошибок в технике чтения и т.д. Выразительность чтение достигается на этом этапе различными приемами работы с текстом: повторно чтение с различными заданиями; деление текста на смысловые части и выяснение связей между ними; определение цели чтения вслух; оценка событий или действующих лиц и определение отношения к ним (что здесь хорошо, а что плохо, с кем согласны, а с кем – нет). На последующих этапах обучения (2-4 класс) упражнения усложняются большей самостоятельностью их выполнения и привнесением творческих элементов. Л.А. Горбушина предлагает объединить их в три группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Структура профессионального общения в педагогическом процессе
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, началь ...

Игра-соревнование «Математический турнир»
Математический турнир является одной из форм командных соревнований. Основным содержанием турнира является решение разнообразных задач. Описанная игра-соревнование может найти широкое применение в учебной работе по математике в 5–7-х классах (по усмотрению организатора могут быть внесены изменения: ...

Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе
В отечественной методике развития словаря в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие годы в исследованиях В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной и д.р. Большой вклад в методику развития словаря в несла Е.И. Тихеева ...

Навигация