Образовательная деятельность М.В. Ломоносова.Жизненный путь

Страница 3

При Петре I в основном завершилось формирование абсолютистского государства. Разработкой социальных реформ во времена Петра I занимались и прогрессивно настроенные дворяне, и представители «третьего сословия». Среди авторов обширной литературы реформ был Ф. Салтыков, родственник царя, сын тобольского воеводы, руководивший по заданию Петра постройкой кораб­лей. К. Зотов, деятель адмиралтейства, разрабатывал проекты усовершенствования государственного правления. А. Курбатов, из крепостных Шереметева, предложил удачный финансовый проект и занял пост обер-инспектора ратуши, ведающей городскими финансами. Алексашка Меньшиков – малограмотный человек и, фактически, правая рука Петра.

Социальные преобразования открывали возмож­ности для развития в стране идей Нового време­ни. Петра I интересовала прежде всего наука, так как он твердо верил в то, что экономическое и военное могущество государства находится в не­разрывной связи с развитием научного знания. Для создания регулярной армии и флота, строи­тельства заводов, мануфактур требовалось «посо­бие математических орудий и физических експериментов». Наука входила в мировоззренче­скую систему, ориентированную на природу и по­стигающий ее человеческий разум. С наступлением XVIII в. проблемы «натуры», естества и его ис­следования заняли прочные позиции в русской культуре. Приобретало привлекательность позна­ние не бога или духовного мира человека, а при­роды; знания основывались не на Священном пи­сании, свидетельстве соборов, преданий, а добыва­лись с помощью средств науки; ценились пред­ставления, полученные не путем прозрений, ускользающе зыбких видений, а очевидным и ясным образом.

Привилегированное положение приобрел чело­веческий разум. В исторических сочинениях, худо­жественных произведениях придавалось особен­ное значение благотворному воздействию разума, все беды рода человеческого объяснялись его по­мрачением или невежеством. Апология разума бы­ла естественна, так как человек, освобождаясь от руководства со стороны божественного провиде­ния, предоставленный самому себе, обязан был отличать истинное, должное, ценное. Не постули­руя у всех людей способности к разумным решениям, не подчеркивая значения разума, нельзя бы­ло добиваться полной самостоятельности человека, свободно развивающего свою деловую активность без патронажа сверхъестественных сил и церкви, играющей роль посредника между ними и челове­ком.

Возникло умонастроение, являющееся «духом XVIII века», направленное на «борьбу с феодаль­ной и поповской силой средневековья». Крупные изменения, происходившие в России, в полной мере ощущались и на родине Ломоносова, близ Архангельска, который со второй половины XVI в. до основания Петербурга служил основны­ми морскими воротами России. Город был цент­ром крупной торговли, судоходства, судостроительства. Север России вообще находился в бла­гоприятном положении, потому что населяли его преимущественно черносошные, т. е. не принадле­жащие помещикам, крестьяне, свободные от кре­постной зависимости. На Беломорском севере долго сохранялось влия­ние новгородской культуры. Черносошные кресть­яне жили самоуправляющимися «мирами», кото­рые охватывали и церковный приход, и волость, и весь уезд. Государство опиралось на них в управ­лении краем, но нередко «миры» вступали в конф­ликты с воеводами и приказными чиновниками. Здесь, пожалуй, раньше, чем где-либо в России, началось разложение натурального хозяйства и рост товарно-денежных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Попечительская деятельность родительского комитета
В каждой школе имеется как родительский комитет, так и попечительский совет, деятельность которого осуществляют общественные деятели, родители, и который, как и было сказано выше, как правило, находится в составе родительского комитета. Деятельность попечительского совета - одна из форм участия общ ...

Особенности домашних заданий в начальной школе
Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания и ...

Обучение методам построения алгоритмов
Главной целью раздела алгоритмизации является овладение учащимися структурной методикой построения алгоритмов. Традиционно применяемым дидактическим средством в этом разделе являются учебные исполнители алгоритмов. Главным достоинством учебных исполнителей является: ясность для ученика решаемых зад ...

Навигация