Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

Материалы о педагогике » Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России

В средние века полигисторами называли ученых, равно сведующих в различных областях знания, «то есть разные науки знающие так довольно, что могут в них производить новые приращения». Со второй половины XVIII века после выхода в свет Великой французской энциклопедии понятие «полигистор» было заменено определением «ученый-энциклопедист». Такое определение традиционно закрепилось за Ломоносовым, первым русским ученым, продуктивно работавшим в различных областях знаний. Однако в применении к Ломоносову оно, по-видимому, нуждается в более широком толковании.

Ученый-энциклопедист - это не только и не столько человек с разносторонними знаниями и интересами; это, в первую очередь, пропагандист новых актуальных направлений в науке и передового мировоззрения. Успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от публицистического таланта ученого-мыслителя. Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений, полученных в какой-то определенной области знания. К этому обязательно следует добавить широту кругозора, способность заниматься и живо интересоваться решением широкого круга актуальных проблем науки, техники, экономики и других отраслей знания, одним словом, почти всех вопросов, которые ставит перед ним эпоха.

Такая способность предполагает специфический талант, существо которого лежит в умении находить связи и сближать между собой предметы, кажущиеся обычному взгляду далекими, ничем не связанными. В творчестве такого ученого научные работы тесно переплетены с пропагандой новых актуальных направлений развития знаний и разработкой их практических приложений. Последнее неизбежно приводит его к решению чисто социальных вопросов, заставляет интересоваться и активно, творчески работать в гуманитарных областях.

Несложно увидеть, что все сказанное может быть полностью отнесено к Ломоносову. Целью данной курсовой работы является исследование его деятельности, так как именно в Ломоносове с исключительной силой и выразительностью впервые на русской почве воплотились лучшие черты ученых – энциклопедистов, таких, как Леонардо да Винчи в Италии и Гете – в Германии.

Чисто русским акцентом ломоносовского энциклопедизма был его высокий и деятельный патриотизм – пожалуй, главная движущая сила его иногда немотивированных, на поверхностный взгляд, но логически оправданных переходов от исследований в одной области к другой и последующим областям знаний. В данной работе поставлена задача рассмотреть образовательное и просветительское направления деятельности М.В. Ломоносова.

Начало XVIII века было ярким, драматичным и противоречивым временем. Реформы Петра I имели большое прогрессивное значение. Интенсивное развитие промышленности и торговли, создание светской школы и ряд других важных изменений открывали новый этап в развитии страны. Сегодня Россия вновь переживает время бурных перемен и именно сейчас нам необходимо обратиться к опыту великого соотечественника, сумевшего поднять российскую науку и просвещение на неведомую ранее высоту.

Предметом курсовой работы являются педагогические идеи и концепции Михаила Васильевича Ломоносова, имевших своей целью распространение научных знаний и развитие образования в России; «борьба за это означала для него высшее благо Родины».

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ и изучение историко-педагогической литературы, а также первоисточников; рецензирование, цитирование.

Структура курсовой работы: введение, глава I («Образовательная деятельность М.В. Ломоносова»), в которой изложены основные биографические сведения и широко освещена деятельность Ломоносова в области развития отечественной науки, а также организации учебных заведений; глава II («Просветительская деятельность М.В. Ломоносова»), в которой обозначены его социально-экономические проекты, имевшие своей целью поднятие уровня жизни российского населения; заключение, содержащее выводы по курсовой работе; библиография.

Материалы по педагогике:

Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...

Содержание и методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе
Базисной программой " Пралеска" перед педагогами, организующими воспитательно-образовательный процесс в группе "Фантазеры" ставит следующие задачи. Прежде всего, это формирование представлений у детей о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаи ...

Что есть образованный человек
Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе т ...

Навигация