Образовательная деятельность М.В. Ломоносова.Жизненный путь

Страница 5

Самые большие похвалы Ломоносова заслуживал Петр за внедрение в России науки, которой при­надлежала большая роль в развитии промышлен­ности, экономики страны. Но наука была также мощным средством изменения социального строя, прежде всего, из-за ее воздействия на те сферы деятельности, с прогрессом которых менялась рас­становка социальных сил. Кроме того, она, вовле­кая в свою сферу выходцев из разночинных слоев, поднимала их к общественно значимой активности. Ломоносов, осознавая это, прилагал максимум уси­лий для облегчения доступа в науку демократиче­ским элементам.

Полное сочувствие Ломоносова вызвала поли­тика Петра I относительно духовенства. Подрыв автономии церкви, ликвидация ее претензий на до­минирующее положение в государстве лишали цер­ковь того могущества, которым она обладала в период расцвета феодального строя.

Ломоносов увлеченно описывал простоту поведе­ния царя, которого солдаты, матросы, строители могли видеть «в поте, в пыли, в дыму, в пламени», видеть в своем сообществе, за одним столом, «туюже приемлющаго пищу», о котором они знали, что он «все мастерства и работы испытал собственным искусством».

Ломоносова восхищает у Петра «жадность к по­знанию»; новый стиль, соответствующий эпохе бы­стрых преобразований, он видит в речи Петра, отмечая, что ей свойственны ясность, четкость, простота и лаконичность — «безпритворная в сло­вах краткость, в изображениях точность».

Фигура Петра, в преобразованиях которого под­черкивались прогрессивные черты, приобретала под пером Ломоносова значение идеала, символа, вы­ражающего фактически социальные замыслы и устремления самого Ломоносова.

Реформы петровского времени открывали воз­можности для развития социальных сил, являющихся носителями иных социальных отношении, идущих на смену феодальным устоям, но они были рассчитаны на укрепление основ дворянской госу­дарственности. Тема поддержки дворянства, защи­ты его прав и привилегий абсолютно чужда Ло­моносову. Он выдвигает на первый план те проблемы, которые впрямую связаны с защитой новых социальных сил и, прежде всего, широких народных слоев. Он пред­лагает свой критерий ценности и полезности лю­бого акта государственной деятельности: «Всякое благодеяние тем больше, чем ширее в народах про­стирается .». Государственный деятель, монарх обязан думать в первую очередь о народе, о тех мерах, которыми можно облегчить его су­ществование.

В оде, написанной по случаю воцарения Екате­рины II, выдвинут общий принцип государствен­ного правления, который был адресован не только новой императрице.

Услышьте, Судии земные и все державные главы .

Так начинает поэт свое обращение, цель кото­рого — продиктовать основное социальное требова­ние, лапидарно выраженное в одной фразе: «Народну наблюдайте льготу .».

Основной постулат прогрессивной философской мысли XVIII в.— определяющая роль просвещен­ного разума. Его полностью разделял Ломоносов, но в самое понятие «просвещенный разум» он вкладывал совершенно определенный смысл — это разум, вооруженный наукой. Тема «просвещение и общество» у него выступает преимущественно как «наука и общество». Повышенный интерес к со­циальным проблемам науки сохранился в после­дующей истории русской мысли.

Социальная философия Ломо­носова пронизана идеями активной, разумной, пре­образовательной человеческой деятельности, но деятельности, изначально направленной на такие ценности, как общее и благо. Его взгляды близки радикальному крылу формирующейся в то время в России просветительской идеологии. Философия Ломоносова устремлена к новым го­ризонтам, активности и прогрессу, но хорошо раз­витое историческое сознание позволяло ему не разрывать настоящее с прошлым, воспринимать в еди­ной целостности судьбы народов, мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов
Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия ста ...

Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...

Анализ опыта педагогической деятельности, направленной на актуализацию мотивов учения
Уроки истории – это занятия, которые учитель ведет в классом в школе: они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию, в сумме должны исчерпать изучение программы. Существуют другие формы организации обучения: семинары и конференции, учебные экскурсии, дополнительные занятия, консу ...

Навигация