Просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Печатное слово

Страница 2

Михаил Васильевич Ломоносов был не только выдающимся философом и ученым, но и крупным общественным деятелем, и про­светителем, всегда полным замыслов и планов об улучшении жизни людей. Правда, эти замыслы и планы не предусматривали революционной ломки общественных порядков, однако в них содержалось немало идей, противоречащих феодально-крепостническому строю России.

Ломоносов развивал взгляды передовых представи­телей общественной и философской мысли России. Большое влияние оказали на него прогрессивные идеи его ближайших предшественников, известных под названием «ученой дружины» . К ним относились: новгородский епископ Феофан Прокопович, государственный деятель и историк В. Н. Татищев и поэт-публицист Антиох Кантемир — широкообразованные люди, противники мрако­бесия и застоя. Прокопович, будучи преподавателем философии в Киевской Академии и в по­следующее время, занимался естественными науками, Кантемир перевел на русский язык книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», опровергающую би­блейские представления о вселенной. Прокопович, Татищев и Кантемир поддерживали реформы Петра I, стояли за развитие промышленности и морского флота, отстаивали необходимость распространения просвещения и научных знаний. Они всегда нахо­дились в центре политических событий и болели за судьбы родины.

Как и его предшественники, Ломоносов безгранично любил свою родину и свой народ, неустанно боролся за их интересы. Всю свою жизнь он стремился быть полез­ным отечеству. Его слова: «На пользу общества коль радостно трудиться»— являются подлинным девизом жизни. Он не занимался надуманными, оторванными от жизни проблемами, а стремился связать науку с нуж­дами развивающейся отечественной промышленности и всего хозяйства России.

Находясь за границей, Ломоносов старался ко всему присмотреться, перенять полезное, чтобы применить все это на родине, научить русских людей опыту Европы в добыче полезных ископаемых, в строительстве шахт, за­водов и т. п. Русский народ трудолюбив и понятлив. От­сталость России была связана с многочисленными войнами, нападениями извне, порабощением. Ломоносов много говорит о значении мира в жизни любой страны.

В понимании общественных вопросов Ломоносов был идеали­стом. В ряде своих работ, как и в трактате о народона­селении, он вскрывает лишь второстепенные причины бедственного положения народа, не касаясь основного и главного — характера экономических отношений в России. Ломоносов не восставал против самодержавного строя, а стоял только за более гуманное отношение к крепостным крестьянам, за улучшение их жизни в усло­виях крепостничества.

Нападает Ломоносов и на духовенство, как рассадник всяких нелепых суеверий. Ведь это невежественные попы способствуют увеличению детской смертности, когда зимой крестят новорожденных в холодной воде и даже со льдом, считая, что подогретая вода нечиста, имея примесью теплоту. Это опять-таки попы устанавливают посты, в результате которых от резкой перемены в пита­нии также умирает много людей. Говорит он и о вреде неравных в возрастном отношении браков, заключаемых по прямому приказу крепостников-помещи­ков. От таких браков часто страдает потомство.

Предупреждая возражения церковников, Ломоносов ссылается на гибкость рус­ского народа, легко воспринявшего нововведения Петра I. Он ут­верждает, что предлагаемые им меры «не больше опасны, как заста­вить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов и вместо них учредить правительствующий Сенат, святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц! Российский народ гибок!» .

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Понятие игры, ее значение
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения ...

Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...

Понятие самообразования
Самообразование - целенаправленный процесс формирования человеком своей личности. Главным условием самообразования личности является наличие правильной самооценки, самопознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Ю.В. Сенько отмечает, что нет человека образованного, есть человек, ...

Навигация