Просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Печатное слово

Страница 4

Михаилу Васильевичу Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Даже Леонардо да Винчи, Лейбниц, Франклин и Гёте — более специаль­ны и узки. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое М. В. Ло­моносовым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, организация и управление, географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М. В. Ломоносов был всегда увлечён своим делом до вдохновения и самозабвения, — об этом говорит каждая страница его литературного наследства.

Пушкин в “Мыслях на дороге” замечает: “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным спо­движником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше ска­зать, сам был первым нашим университетом”. При этом разнообразные интересы М. В. Ломоносова удивительным образом совмещались в нём вполне гармонично.

М. В. Ломоносов был первым русским учёным не потому только, что он русский по национальности и с исключительным успехом развивал в России передовую науку, — он первый русский учёный ещё потому, что в нём впервые и с необычайной силой и выразительностью откры­лись те особенности русского научного гения, которые потом прояви­лись в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и дру­гих главных представителях русской науки. История русской науки показывает, что её гениям свойственна особая широта задач и результатов, связанная, однако, с удивительной почвенностью и реальностью и, вместе с тем, простотой подхода к ре­шениям. Эти черты, этот стиль работы, которые мы встречаем и у Менделеева, и у Павлова, особо выразительны у Ломоносова.

Благодаря непреклонной воле, решительности и необычайной энер­гии из деревенского мальчика, крестьянина-рыболова, всего лишь в 19 лет начавшего школьную учёбу, выросла грандиозная фигура вели­чайшего мыслителя, опередившего на целое столетие своих современ­ников, прокладывавшего новые пути, открывавшего новые горизонты в различных областях точных наук, писателя, общественного деятеля, стойкого и открытого борца за высшие интересы науки и просвещения.

Два века прошло с тех пор, как М. В. Ломоносов стал академиком. Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М. В. Ломоно­сова. Наша Академия наук получила своё бытие и смысл только через М. В. Ломоносова.

История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, философ, поэт – будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах
Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая ...

Особенности строения и жизнедеятельности рыб
Выберите правильные утверждения 1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. 2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+) 3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+) 4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами. 5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+) 6 ...

Игра как основная деятельность ребенка
Игра имеет важное значение в развитии ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Для того, чтобы руководить игрой ре ...

Навигация