Дидактическая игра, ее сущность. Классификация

Страница 2

Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.А. Смоленцова, Е.И. Удальцова и др.

Сегодня дидактической игре уделяется большое внимание, в том числе и проблеме ознакомления с природой ребенка через игру. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают исследования Л.А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства, эмоции.

Большое значение игре, как средству ознакомления дошкольников с природой, в своих исследованиях, уделяют следующие педагоги:

В.А. Дрязгунова, А.А. Петрикевич, С.Н. Николаева, И.А. Комарова, Г.Н. Казаручик, Л.П. Молодова и др.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

* дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;

* игровые правила;

* игровые действия;

* окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая(обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы "Пралеска", с учетом возрастных особенностей детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи— незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия — это основа игры., способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п.

Дидактические игры так же имеют свою классификацию. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Этому их и учат сюжетные игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание может отражать жизнь природы, труд человека. Использование таких игр требует некоторых знаний, умений применять свои знания в соответствующей ситуации.

Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, материалу и познавательным задачам. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок. В дошкольном учреждении используются такие настольно-печатные игры, как лото, домино, разрезные картинки, лабиринты, складные кубики.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Исследование почв Южного Урала как метод формирования геоэкологического мышления
Почвенные исследования, проводимые со школьниками в окрестностях своей школы, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы. Основным методом исследования почв в природе является сравнительно – географический, сущность кот ...

Организация взаимообмена опытом семейного воспитания детей, силами родительского комитета
Многие родители обмениваются опытом воспитания детей на протяжении многих веков. В школе создаются специальные семинары, где собираются родители, родительский комитет, учителя и они обмениваются опытов о том, как лучше воспитать своего ребенка. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает в ...

Отношение к научным понятиям В.И.Вернадского
Размышляя долгие годы над фундаментальными научными понятиями «биосфера», «жизнь», «живое вещество», «ноосфера», над проблемами этики, морали, свободной научной мысли Личности, вскрывая логику естествознания, В.И. Вернадский неоднократно обращался к проблеме невыразимости научной мысли и научных по ...

Навигация