Дидактическая игра, ее сущность. Классификация

Страница 2

Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.А. Смоленцова, Е.И. Удальцова и др.

Сегодня дидактической игре уделяется большое внимание, в том числе и проблеме ознакомления с природой ребенка через игру. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают исследования Л.А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства, эмоции.

Большое значение игре, как средству ознакомления дошкольников с природой, в своих исследованиях, уделяют следующие педагоги:

В.А. Дрязгунова, А.А. Петрикевич, С.Н. Николаева, И.А. Комарова, Г.Н. Казаручик, Л.П. Молодова и др.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

* дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;

* игровые правила;

* игровые действия;

* окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая(обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы "Пралеска", с учетом возрастных особенностей детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи— незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия — это основа игры., способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п.

Дидактические игры так же имеют свою классификацию. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Этому их и учат сюжетные игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание может отражать жизнь природы, труд человека. Использование таких игр требует некоторых знаний, умений применять свои знания в соответствующей ситуации.

Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, материалу и познавательным задачам. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок. В дошкольном учреждении используются такие настольно-печатные игры, как лото, домино, разрезные картинки, лабиринты, складные кубики.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Особенности психологического развития старших дошкольников
Последний год пребывания ребенка в детском саду является переломным, критическим в психологическом отношении. Все сдвиги, происходящие у старших дошкольников закономерные результаты развития всего дошкольного периода и необходимая основа для перехода к дальнейшим этапам развития. Подготовка к этим ...

Меры материальной и социальной помощи, возможные в рамках деятельности родительского комитета на современном этапе деятельности средней школы
Материальная и социальная помощь – это огромная ответственность, и несомненно, что родители, состоящие в родительском комитете, должны быть честными и ответственными, чтобы вовремя оказывать материальную и социальную помощь семьям учащихся и самим школьникам. Говоря о материальной помощи, напомним ...

Разработка уроков по теме «Алгоритм»
Урок информатики в 9-м классе по теме "Понятие алгоритма" Цель урока: Работа над понятием «алгоритм». Задачи: Образовательные - Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»; - Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма; - Рассмотреть виды алгоритмов; - Изучить формы ...

Навигация