Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе через дидактические игры

Материалы о педагогике » Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе через дидактические игры

Экологический кризис подвигнул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно-технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе "природа- человек -общество". Экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания человека. Данная проблема коснулась всех отраслей, особенно педагогики, которая ставит задачу экологического воспитания и обучения на одну из верхних позиций в образовании. Одним из важнейших принципов экологического воспитания является принцип непрерывности. При этом под непрерывностью подразумевается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в нем занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.(5, стр.2) Все это послужило поводом задуматься над тем, как мы растим будущее поколение, как оно будет взаимодействовать с окружающим. Данную проблему необходимо учитывать при разработке различных программ воспитательно-образовательного процесса в учреждениях образования, необходимо работать с семьей по проблеме формирования у детей осознанно правильного отношения к природе уже с раннего детства. Только в том случае, когда ребенок любовь к природе будет получать "с молоком матери" можно будет сказать, что мы растим личность, способную не только к преобразующей деятельности, но и осознано правильному отношению ко всему, что ее окружает. Дети с рождения всегда и везде тесно соприкасаются с природой: зеленые луга и леса, яркие цветы и птицы, журчание ручейка и переливы радуги, занимательные и таящие в себе много интересного, лужи после дождя, — все это не только привлекает ребят, но и приносит им массу удовольствия, вызывает интерес, любознательность, желание больше узнать обо всем, что происходит вокруг. Окно в природу приоткрывает ребенку взрослый и от того, как он это сделает зависит очень многое. Формирование у детей только любви к природе не достаточно — они должны владеть определенными знаниями и умениями. Сегодня повышаются требования к получению всесторонней информации о природе, в том числе и о циклах ее сезонного развития.

Без знаний закономерностей сезонного развития природы не могут обойтись многие отрасли, да и сам человек. Фенология, как наука о сезонном развитии природы приобретает с каждым годом все большее значение. Детям так же необходимы данные знания. они позволят приобрести ребятам основу для рационального познания природы, знания, необходимые для заботы об окружающем, для разностороннего развития личности.

Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей, в том числе и в области ознакомления ребят с природой. Одним из средств формирования у ребят знаний в области природы является дидактическая игра В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок играя учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и т.д. Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.

Так же многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире(А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева). Такие игры способствуют решению различных учебных задач.

Сегодня проблеме ознакомления с природой ребенка через игру занимаются такие педагоги, как Дрязгунова С.Н. Николаева, И.А. Комарова, Г.Н. Казаручик, Молодова и др. Но в основном их исследования направлены на экологическое воспитание детей дошкольного возраста, использование игры в экологическом воспитании и ознакомлении детей с природой.

В дошкольных учреждениях все больше стало внимания уделяться данной проблеме. Педагоги стали больше уделять внимания ознакомлению детей с природой и формированию у них осознанно правильного отношения к природе. Но возникла новая проблема: наши дети стали больше загружены, постепенно обучение стало выходить на первый план, а игра отодвигаться дальше, что не правильно, так как дошкольный возраст — это период игры, а не обучения. Ученые вплотную подошли к данной проблеме. И поэтому в этом учебном году были МО РБ разработаны рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию разнообразных игр в обучении и воспитании детей. Взятая нами проблема так же имеет огромное значение. В старшем дошкольном возрасте дети должны владеть знаниями о различных биоценозах и сезонных изменениях в них. Но условия не всегда позволяют непосредственно познакомить детей с такими биоценозами, как лес, луг, водоем. И поэтому очень важно при опосредованном знакомстве ребят с ними использовать разнообразные формы организации деятельности детей, которые прежде всего были бы им интересны и вызывали желание узнать от педагога побольше. Таким видом деятельности и является дидактическая игра. Ребятам интересно и они получают необходимые знания.

Для работы в данном направлении необходима определенная система игр, которая помогла бы педагогу организовать процесс обучения детей старшего дошкольного возраста в области сезонных изменений в природе.

Таким образом, взятая нами проблема "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры" является актуальной и имеет важное значение в решении многих задач по разностороннему развитию личности ребенка, формированию у него осознанно правильного отношения к природе.

Объект исследования: знания о сезонных изменениях в природе.

Предмет исследования: процесс включения дидактических игр в систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности знаний детей о сезонных изменениях в природе.

2. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме.

3. Определить содержание знаний старших дошкольников о биоценозах в разные сезоны

4.Разработать и экспериментально апробировать дидактические игры по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе.

Гипотеза исследования: использование дидактической игры для ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе будет возможно, если:

* определен объем знаний детей о сезонных изменениях в разных биоценозах;

* разработано содержание дидактических игр, характеризующих состояние биоценозов в разные сезоны;

* разработана методика организации дидактических игр по знакомству детей с сезонными изменениями в процессе организованного обучения и в повседневной жизни.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Анализ предметно- развивающей среды и планирования в группе "Фантазеры".

3. Беседа.

4. Анкетирование.

Материалы по педагогике:

Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...

Математический бой. Схема проведения
Схема матбоя. Математический бой - это соревнование двух команд в решении нестандартных задач, подобранных жюри, в умении рассказывать решение у доски и в умении проверять чужие решения. Команды получают одинаковые задачи и решают их в разных помещениях в течении заданного времени. Таким образом, м ...

Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые
Проявления целей: доведение работы до конца или ее постоянное откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость. Мотивация рождается в самой деятельности, ...

Навигация