Пособие для воспитателей дошкольных учреждениях: Мир животных через моделирование в группе "Фантазеры"/сост. Н.А. Ярошева, С.И. Степанова — Мозырь: Белый ветер, 2003 г. В пособии содержится система работы и методика по формированию обобщенных представлений о животных у детей в группе "Фантазеры". Материал можно использовать для ознакомления детей с особенностями поведения животных в разные сезоны.
Педагогами могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова разработано пособие в 3-х частях "Играя — обучаем, развиваем и воспитываем". В пособие включены дидактические и развивающие игры по всем разделам программы в том числе и игры по ознакомлению дошкольников с природой. В третьей части пособия есть разделы:
* Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании.
* Дидактические экологические игры.
* Подвижно-дидактические игры природоведческого содержания.
В пособии даны некоторые рекомендации по методике организации и проведения данных видов игр. Многие игры можно использовать для ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в биоценозах.
Особое внимание следует уделить пособию Г.Н. Казаручик "Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников(старший дошкольный возраст)". Пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений, состоит из 4 разделов. Большое значение уделено развитию теории игры, раскрыто значение дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, проанализированы различные исследования в области проблемы использования дидактических игр в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Автором были разработана, подобраны и модифицированы дидактические игры, объединенные в три группы:
* дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений;
* дидактические игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе;
* дидактические игры, направленные на приобщение к экологически ориентированной деятельности.
В пособии представлена программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Для знакомства детей с сезонными изменениями целесообразно так же использовать методическое пособие Ладутько Л.К., С.В. Шкляр. "Ребенок познает мир природы". Весь материал в книге разбит по сезонам, дано примерное тематическое планирование на все сезоны, имеются примерные конспекты занятий и игр, которые можно использовать при организации работы с детьми по ознакомлению их с сезонными изменениями в природе как на занятиях, так и в повседневной жизни. Материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, на основе программных требований базисной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста "Пралеска". Книга рекомендована Министерством образования РБ.
На основе анализа методической литературы, мы пришли к выводу, что в настоящее время стало больше уделяться внимания ознакомлению дошкольников с природой и экологическому воспитанию через обучающие игры, так же многие игры можно использовать для детей ознакомления с сезонными изменениями в природе. Но единой системы включения дидактических игр в ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе, нет.
Материалы по педагогике:
Структура дидактических игр
Структура дидактических игр: 1) Дидактическая 2) Игровая 3) Игровые 4) Правила игры 5) Результат задача действия Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Од ...
Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного
возраста
В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них. Приор ...
Рекомендации и задания по выразительному чтению
лирических стихотворений
В учебниках по литературному чтению О.В. Кубасовой «Любимые страницы» методический аппарат содержит задания на отработку навыка выразительного чтения. Полный анализ программ в приложении (задания, комментарии к данным заданиям). Начиная с 1 класса, ученику даётся рекомендация: «Учись читать выразит ...