Народная педагогика

Страница 1

В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного народ видел в явлени­ях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке), ор­ганизованных движениях человеческого тела (пластика, танцы), художественном слове. Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на ос­воение и преобразование действительности по законам красоты. Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого - того, что противоречило представлениям о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, про­грессивного и приводило к эстетизации уродливого. Сферой про­явления и источником прекрасного народ считал, прежде всего, красоту жилища, вещей, одежды, украшения. Эстетическая направленность быта проявлялась в композиции, архитектуре бытовых строений. Учитывалась специфика селения, расположения жилищных и иных построек, интерьер жилища обусловливался необходимостью создания лучших условий для жизнедеятельности семьи.

Эстетика жилого помещения, двора, быта в целом благоприятно воздействовало на стороны воспитания детей. Эстетика труда понималась как дружная и продуктивная работа семьи, общины, как красота процесса труда и его результатов.

Красоту труда народ видел в высокой культуре работы, в умении выполнять ее быстро, точно, в подлинно человеческих отношениях, необходимых для коллективной деятельности. По красоте результатов труда люди судили о красоте человеческой: покажи, что ты сделал, и я скажу кто ты. Прекрасным считался труд честный, добровольный и свободный, озаренный пытливой мыслью, имевшей нравственное основание. На развитие эстетического идеала народа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.

На основе многовекового опыта народ вырабатывал идеал прекрасного в поведении, общении. Его фундамент составляли общечеловеческие понятия добра, коллективизма и индивидуа­лизма. Эстетика общения включала требования культуры речи, движений, проявления вежливости, такта, чувства собственного достоинства и др.

Идеал прекрасного включал физическую красоту человека. Она понималась как единство формы и содержания и включала признание, высокую оценку внешней красоты (специфической женской и мужской).

Весьма обширной сферой проявления прекрасного являлись различные виды и жанры искусства, в том числе хореография, живопись, музыка, литературное творчество. Как и другие произ­ведения устного народного творчества, песня несла огромный воспитательный заряд. Она выражала самосознание народа, спо­собствовала развитию у молодежи миропонимания, приобщала ее к культурным ценностям народа. Оригинальный и меткий язык песни, глубина мысли, вокальная интонация и в наши дни высту­пают средством воздействия не только на рассудок, но и на чув­ства детей, что усиливает ее воспитательное воздействие. Песня в то же время есть источник и средство развития творческих способностей.

Эстетическое воспитание ребенка начинается с ран­них лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, — это голос матери. Колыбельные песни — это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания.

В наши дни доказана важность музыкальной терапии не только для взрослых, но и для детей в чреве матери . с двухмесячного возраста. Эстетическое воспитание ма­лышей колыбельными песнями очевидно.

По мере взросления ребенок, вращаясь среди взрос­лых, постоянно слышал ласковые слова. Например, в русской семье это были либо ласкательные имена (Ваню­ша, Илюша, Машенька, Катенька), либо нежные прила­гательные («дорогой», «родной», «пригоженький»,«не­наглядный»), либо ласкательные существительные («золотцо», «крошечка»). Даже лексика песен, с которыми дети знакомятся с малых лет, изобилует словосочетаниями типа «серенький хвостик», «Красная Шапочка», «серенький волчок».

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Требования профессии к личности педагога
«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться педагог. Современному ...

Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...

Культура делового общения в системе профессиональной культуры личности
Любая деятельность людей, в том числе и профессиональная, находится в зависимости от уровня культуры, как отдельного индивида, так и общества в целом. Несмотря на некоторые теории о врождённой, генетической предрасположенности к тому или иному уровню индивидуальной культуры, большинство мнений сход ...

Навигация