Факторы, влияющие на формирование агрессии у детей дошкольного возраста

Страница 1

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь, связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.

Причины, провоцирующие агрессивное поведение у детей, имеют под собой вполне реальную почву. И знание этих причин родителями чрезвычайно важно для того, чтобы можно было справиться с проявлениями данной агрессии.

Наиболее распространенными «семейными» причинами являются следующие:

• Неприятие детей родителями. Даная причина агрессивности присуща не только детям. Статистика подтверждает, что часто приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Хотя родители и не говорят ребенку, что его не ждали и не хотели, но он это чувствует по их жестам, интонации. Такие дети всеми способами пытаются доказать, что они имеют право на существование, что они хорошие и пытаются завоевать право на родительскую любовь.

• Безразличие или враждебность со стороны родителей. Дети очень тяжело переживают, если родители безразличны, а порой даже враждебны по отношению к ним.

• Равнодушие эмоциональных связей в семье. Повышенная агрессивность ребенка может явиться следствием разрушения положительных эмоциональных связей как между родителями ребенком, так и между родителями. Если между родителями часто возникают ссоры, то эмоционально-психологическая атмосфера в такой семье для ребенка становится настоящим испытанием. Особенно опасной будет ситуация, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок, живя в постоянном напряжении, страдая от конфликтов между самыми близкими для него людьми, либо черствеет душой, либо вырастает прекрасным манипулятором, полагающим, что весь мир ему что-то должен.

• Неуважение к личности ребенка. Некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания в адрес ребенка вызывают у него неуверенность в себе и своих силах, порождают глубокие и серьезные комплексы и могут побудить откровенную ярость.

• Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Если ребенку уделяется чрезмерное внимание, родители стремятся предугадать каждое его желание, то он вырастает избалованным и капризным. И если очередной его каприз не исполняют, то в ответ получают вспышку агрессии.

Причиной агрессии может явиться отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость: «пусть лучше отчитают, отругают, чем не заметят».

Если мы не обращаем внимания на страдания детей, их душевную боль, то у ребенка складывается впечатление, что взрослые не могут его понять и помочь и его охватывают чувства одиночества, незащищенности и беспомощности. В результате проявляются неадекватные агрессивные реакции.

Чрезмерный контроль или полное его отсутствие. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) как и полное его отсутствие (гипоопека) очень вредны для ребенка. Если властные родители стараются во всем управлять своими детьми, подавлять их волю, то это вызывает у них чувства угнетенности, страха. В этом случае агрессивным поведением ребенок выражает протест против существующего положения вещей, ситуации подчинения, постоянных запретов.

Запрет на физическую активность. Часто вспышки агрессивного поведения ребенка являются следствием установок или запретов взрослых. Агрессия ребенка в этом случае обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Чувство вины. Повышенную агрессивность могут проявлять дети с обостренным чувством совести, потому что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, кого обидели.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Игра-соревнование «Математический турнир»
Математический турнир является одной из форм командных соревнований. Основным содержанием турнира является решение разнообразных задач. Описанная игра-соревнование может найти широкое применение в учебной работе по математике в 5–7-х классах (по усмотрению организатора могут быть внесены изменения: ...

Технология проектирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектиров ...

Детский фольклор как культурно-исторический феномен
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания. Специалисты разного про ...

Навигация