Основные понятия психологии творчества

Страница 1

Рассмотрим понятие креативности в интерпретации различных авторов. В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.

Понимание креативности, творчества характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: В.М. Бехтерев трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

А.М. Матюшкин, 3.Н. Калмыкова, Д.Б. Богоявленская и другие в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я.А. Пономарев понимает творчество и в самом широком смысле как взаимодействие, ведущее к развитию.

Можно выделить четыре основных направления изучения креативности в зарубежной психологии.

Во-первых, творчество может изучаться по его продукту (Ж. Тейлор), а именно: по количеству, качеству и значимости. Однако множество исследователей считают, что продукт не может служить единственным критерием оценки творчества, тем более что его оценка проводится специалистами-экспертами и зависит от их вкусов и суждений.

Во-вторых, креативность рассматривается, как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торренс).

Основными факторами креативности признаются; оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии и т. д. Большая заслуга представителей данного направления заключается в том, что ими была разработана серия достаточно надежных и нетрудных в использовании тестов на определение уровня креативности.

Рядом исследователей креативность связывается с личностными чертами (К. Роджерс, А. Маслоу). Во многих работах креативность изучается как психический процесс. В русле этого направления выделяются различные типы, стадии и уровни творческого мышления. Исследование стадий и фаз творческого мышления было начато Т. Рибо и Дж. Уоллесом. Позже проб­лема творческого мышления занимала умы многих ученых как в зарубежной, так и в советской психологии. Классификации фаз, предлагаемые разными авторами, в определенной мере отличаются друг от друга, но в целом они схожи и сводятся, как правило, к четырем фазам: подготовки (сознательная работа), созревания (бессознательная работа), вдохновения (переход от бессознательной к сознательной работе), развития идеи (проверка истинности, окончательное оформление — сознательная работа).

С точки зрения диагностики креативности, существующие подходы и методики можно представить в структуре другой классификации, основанием которой служит регламентированность или нерегламентированность деятельности испытуемого при выполнении теста, направленного на выявление уровня развития творческих способностей.

Такая система состоит из трех групп: к первой группе относятся тестовые методики, регламентирующие деятельность испытуемого; ко второй — слабо регламентирующие, к третьей — нерегламентирующие деятельность испытуемого.

К первой группе можно отнести тесты Г. Айзенка, т. е. тесты интеллекта, где основными параметрами измерения выступают временно-скоростные характеристики; в таких тестах время решения лимитируется, фиксируется точность решения задач. Г. Айзенк вводит понятие «общего интеллекта», представляющего собой совокупность разнообразных способностей. Уровень развития каждой способности определяется уровнем развития общего интеллекта. Творческие способности понимаются им как высший уровень общего интеллекта.

Ко второй группе можно отнести тесты на креативность, пред­ложенные Я.А. Пономаревым, который под творческими способностями понимает способность распознавать и ассимилировать в деятельности побочный продукт, порождающийся в процессе деятельности и не имеющий прямого отношения к цели.

К третьей группе относятся тесты, не регламентирующие деятельность испытуемого, в которых испытуемый не ограничивается ни временем, ни вариативностью решений, задаются только начальные условия. К каким тестам относятся тесты Е. Торренса, Дж. Гилфорда, которые разводят понятие интеллекта и креативности, рассматривая креативность как дивергентность мышления. К этой же группе относятся тесты

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Пути эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...

Создание и развитие системы начального музыкального образования в г.Белгороде
С малых лет следует приучать ребенка усваивать красоту звука. Ребенок должен слушать прекрасную музыку и пение, его необходимо приобщать к музыкальной культуре, чтобы музыка стала его эстетической потребностью. Но сейчас музыка звучит разная, очень много музыки некачественной. Разобраться в ней пом ...

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Навигация