Основные понятия психологии творчества

Страница 3

Восстановление «общей связи» приводит к тому, что человек начинает чувствовать одновременно и единство, и единственность всех предметов и явлений в мире, а значит, всё, к чему он обращается, поворачивается к нему своим индивидуальным, неповторимым ликом.

Тогда он в полном смысле слова начинает по-другому видеть, слышать, чувствовать. Тогда для него приобретает особое значение все чувственно воспринимаемое: форма, цвет, любая черта внешнего облика. Они — «носители» единственности, и внутренняя ценность, характерность каждого явления бытия открывается через единственную форму, которая становится «говорящей». Человеку, у которого развито подобное отношение, всегда есть что сказать о мире, о любом предмете этого мира, потому что весь мир — «его мир», всякий предмет — «говорящий предмет».

Одновременно он осознает необходимость творчества и невозможность молчать и бездействовать, чувствует побуждение к действию, высказыванию, исходящее будто бы от самого «говорящего» бытия, как требование запечатлеть в творческом акте неповторимую ценность и жизнь этого бытия.

Итак, человек будет способен создать подобный образ, если он, кроме эстетической позиции, обладает развитым воображением. Сила художественного воображения, во-первых, в его произвольности, во-вторых, в достаточно богатом запасе впечатлений от окружающего, в-третьих, в свободном и гибком обращении с этим запасом впечатлений, в-четвертых, в подчиненности его эстетической позиции личности. Произвольность, свобода, подчиненность — странное сочетание, но именно оно делает воображение творческой способностью, без него воображение остается лишь нейтральным качеством человеческой психики, которое позволяет просто по-разному «перетасовывать» накопленные впечатления, просто что-то выдумывать.

Постепенно «прорисовывающийся» во внутреннем плане образ, создаваемый силой воображения, уточняется и материализуется уже в ходе практической деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной или иной). И для того, чтобы такая материализация оказалась успешной, необходимо полное овладение языком и средствами конкретных видов искусства. Здесь вступают в силу некоторые специальные способности. В литературном творчестве это будет, конечно же, особая чуткость к слову, к оттенкам его значений, к звуковым и даже графическим свойствам, к тем качествам, которые нейтральны для обычной речи. Роль языкового чутья, богатства словарного запаса в процессе создания художественного произведения огромна, но способности к литературному творчеству к ним, как мы старались показать выше, не сводятся. Собственно, только встав на службу воображению и эстетической позиции, они становятся настоящими художественными способностями. Сами же по себе они достаточно нейтральны: чувство слова нужно и ученому-филологу, и редактору, без него невозможно успешно преподавать и т. д.

Почему же «слишком»? Ведь он свободен, то есть может выражать себя и импровизировать сколько угодно. Он работает в области родного языка, которая, в отличие от области пластического изображения или музыки, и не требует, казалось бы, особого обучения. Но дело в том, что спонтанное детское творчество, предоставленное самому себе, яркое и непосредственное вначале, иссякает, исчезает по. мере взросления у большинства детей, если не создать особые психолого-педагогические условия для его развития.

И все богатые предпосылки способностей, которыми обладает в определенном возрасте каждый нормальный ребенок, пропадают навсегда, так и не став настоящими способностями. Чтобы этого не происходило, нужно, во-первых, уметь видеть эти предпосылки и, во-вторых, понимать, каковы должны быть те целенаправленные психолого-педагогические воздействия, которые помогут развитию, качественному преобразованию возрастных предпосылок в способности .

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Оригами и медицина
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышлен ...

Технология воспитательной работы с коллективом класса
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Наиболее существенные и важные компоненты вос ...

Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...

Навигация