Основные понятия психологии творчества

Страница 2

Д.Б. Богоявленской, которая вводит понятие интеллектуальной инициативы, т.е. в трактовке креативности обращается к мотивационно-личностным особенностям. Богоявленская разводит понятия интеллект и творческие способности, которые она рассматривает как производные от личностной активности.

Психологи давно занимаются исследованиями творчества и творческих способностей, пытаясь внести свой вклад в понимание природы человека. Ученые-психологи, занимающиеся проблемой творчества, ищут ответы на следующие вопросы: в чем психологические особенности творческого процесса, каковы его "механизмы"? различаются ли люди по уровню развития творческих способностей? от чего зависит развитие творческих способностей: от наследственности или от влияния среды? можно ли развивать творческие способности и с какого возраста?

Ученые, изобретатели, деятели искусства занимаются наблюдениями за своими психическими состояниями. Анализ этих наблюдений позволяет воссоздать приблизительную картину творческого процесса.

Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность - лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменение состояния сознания. С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связаны и ряд других особенностей творчества; в частности, эффект "бессилия воли" при вдохновении.

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин - второй основной его признак. Потребность в творчестве возникает тогда, когда она нежелательна или невозможна: сознание как бы провоцирует активность бессознательного. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, со­циально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.

Итак, спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененность состояния сознания в момент вдохновения, активность бессознательного говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию.

Главным психическим процессом, который регулирует творческую деятельность, многие исследователи считают восприятие. Второй психический процесс, отличающий креативную индивидуальность, — это процесс воображения и фантазии. Они присущи каждому человеку, но люди различаются по направленности фантазии, ее силе и яркости; отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, т.е. включение фантазии детей в решение какой-то конкретной проблемы, задачи.

Большое место в структуре креативного таланта отводится регуляторным процессам — эмоциям и чувствам, а также сфере саморегуляции и самоконтроля. Педагогам указывается на необходимость воспитания у детей целенаправленности в любой интеллектуальной деятельности.

Показатели креативности:

1. Показатель беглости (скорости, продуктивности). Отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

2.Показатель гибкости. Оценивает способность выдвигать разно­образные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, исполь­зовать разнообразные стратегии решения проблем.

3.Показатель оригинальности. Характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

Показатель разработанности, детализации идей. Используется для оценки фигурных тестов. Высокие значения характерны для тех, кто способен к изобретательной и конструктивной деятельности.

Психологической основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей к художественному творчеству, является особое отношение человека к миру. Суть этого отношения в том, что оно преодолевает невидимую, но вполне реальную границу между «Я» и «не-Я», преодолевает раздельность человека и мира. Весь мир благодаря ему становится продолжением человека, а человек частью единого целого. Такое отношение многие художники, судя по их высказываниям, считают первоосновой своего творчества. « .Только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем мы силой родственного внимания общую связь и открываем свое же личное в людях другого образа жизни, даже в животных, даже в растениях, даже в вещах» (М. Пришвин).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Формирование умений и навыков
Одной из основных образовательных целей обучения математике является овладение системой математических знаний, умений и навыков. Так как обучение применению алгоритмического метода невозможно без овладения определёнными умениями и навыками остановимся коротко на психологическом аспекте данного вопр ...

Структура деловой игры
Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого см ...

Специфика словарной работы и её основные принципы
Словарная работа охватывает усвоение младшими школьниками в доступной форме новых слов и значений; начальную стадию ознакомления с эмоционально-экспрессивной окраской слов, сферой их употребления; усвоение понятий о многозначности и переносных значениях, о синонимах, антонимах, паронимах; активизац ...

Навигация