Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

Материалы о педагогике » Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы » Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

Страница 2

Решение таких задач и достижение соответствующих целей требует определения субъективных и объективных условий организации процесса воспитания учащихся и построения стратегий, обеспечивающих потребность и возможность достижения соответствующего уровня творческого потенциала учащихся, их дальнейшее творческое развитие и высокую конкурентоспособность как будущих профессионалов.

Целенаправленная организация воспитательного процесса в условиях средней общеобразовательной школы по эффективному формированию и повышению творческого потенциала учащихся может быть продуктивной при соответствии его акмеологической концепции развития:

—основной целью образования в условиях средней общеобразовательной школы становится актуализация личностного роста учащихся и педаго­гов как субъектов саморазвития;

—организация и методы развития творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы основываются на различных видах диалога и направлены на ломку личностных стереотипов, разработку стратегии и формирование технологий личностных изменений;

—планирование и реализация проекта развития творческого потенциала учащихся проходят при постоянном акмеологическом сопровождении с соблюдением акмеологических условий и факторов оптимизации развития творческого потенциала учащихся.

Создание в соответствии с акмеологической концепцией развития творческого потенциала учащихся комплексного, акмеологически ориентированного образовательного и развивающего процесса обеспечивает формирование наиболее высокого уровня такого творческого потенциала при наименьших психических, физических и временных затратах. Характеристики развития творческого потенциала учащихся (самотождественность и высокий уровень продуктивности учебной деятельности) при этом могут выступать показателями оценки эффективности учебной деятельности учащихся.

Исходя из вышеуказанных позиций и учета главной цели — разработки акмеологической концепции творческого потенциала учащихся, автор поставил задачу — выявить некоторые общие закономерности, зависимости и связи в развертывании целенаправленно организованного учебно-воспитательного процесса по формированию творческого потенциала учащихся.

Развивающие творческий потенциал учащихся технологии предполагают наличие программы самосовершенствования школьника, формирования потребности к самореализации, оптимальной деятельности и продуктивной коммуникации, развития творческого субъективного потен­циала, необходимого для эффективного учебного труда, оказания психоло­гической поддержки и обучения навыкам саморегуляции с использованием психолого-акмеологических технологий для развития и восстановления психологического ресурса школьника.

Дружинин В.Н. говорит о том, что существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в творчестве играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Такой точки зрения придерживались А. Маслоу и А. Адлер, Р. Кеттелл и Г. Олпорт.

Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изо­бретателям.

2.Творческая способность является самостоятельной способностью, независимой от интеллекта. В более "мягком" варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является "теория интеллектуального порога" Э. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Динамика речевого развития детей экспериментальной группы
Цель формирующего эксперимента: выявить характер звукопроизношения детей экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы с использованием произведений детского фольклора. Итоговый эксперимент проводился нами в группе дошкольников, участвовавших в предыдущих двух сериях ...

Теоретические основы формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР
Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности. А. Г. Арушанова, Г. Г. Кравцов, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, Т. А. ...

Классификация жанров детского фольклора
Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фоль ...

Навигация