Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

Материалы о педагогике » Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы » Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения

Страница 2

Решение таких задач и достижение соответствующих целей требует определения субъективных и объективных условий организации процесса воспитания учащихся и построения стратегий, обеспечивающих потребность и возможность достижения соответствующего уровня творческого потенциала учащихся, их дальнейшее творческое развитие и высокую конкурентоспособность как будущих профессионалов.

Целенаправленная организация воспитательного процесса в условиях средней общеобразовательной школы по эффективному формированию и повышению творческого потенциала учащихся может быть продуктивной при соответствии его акмеологической концепции развития:

—основной целью образования в условиях средней общеобразовательной школы становится актуализация личностного роста учащихся и педаго­гов как субъектов саморазвития;

—организация и методы развития творческого потенциала учащихся в условиях средней общеобразовательной школы основываются на различных видах диалога и направлены на ломку личностных стереотипов, разработку стратегии и формирование технологий личностных изменений;

—планирование и реализация проекта развития творческого потенциала учащихся проходят при постоянном акмеологическом сопровождении с соблюдением акмеологических условий и факторов оптимизации развития творческого потенциала учащихся.

Создание в соответствии с акмеологической концепцией развития творческого потенциала учащихся комплексного, акмеологически ориентированного образовательного и развивающего процесса обеспечивает формирование наиболее высокого уровня такого творческого потенциала при наименьших психических, физических и временных затратах. Характеристики развития творческого потенциала учащихся (самотождественность и высокий уровень продуктивности учебной деятельности) при этом могут выступать показателями оценки эффективности учебной деятельности учащихся.

Исходя из вышеуказанных позиций и учета главной цели — разработки акмеологической концепции творческого потенциала учащихся, автор поставил задачу — выявить некоторые общие закономерности, зависимости и связи в развертывании целенаправленно организованного учебно-воспитательного процесса по формированию творческого потенциала учащихся.

Развивающие творческий потенциал учащихся технологии предполагают наличие программы самосовершенствования школьника, формирования потребности к самореализации, оптимальной деятельности и продуктивной коммуникации, развития творческого субъективного потен­циала, необходимого для эффективного учебного труда, оказания психоло­гической поддержки и обучения навыкам саморегуляции с использованием психолого-акмеологических технологий для развития и восстановления психологического ресурса школьника.

Дружинин В.Н. говорит о том, что существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в творчестве играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Такой точки зрения придерживались А. Маслоу и А. Адлер, Р. Кеттелл и Г. Олпорт.

Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изо­бретателям.

2.Творческая способность является самостоятельной способностью, независимой от интеллекта. В более "мягком" варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является "теория интеллектуального порога" Э. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования
Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра: 1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения; 2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и с ...

Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие творческ ...

Особенности организации логопедической работы в коррекционной школе
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речев ...

Навигация