Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте

Материалы о педагогике » Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации у младших школьников » Психолого-педагогические условия формирования мотивации в младшем школьном возрасте

Страница 2

Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Говоря о методах побуждения к достижениям, нельзя не сказать об оценке деятельности учащегося, которая влияет на формирование самооценки личности и её устойчивость. Именно оценка создает у человека внутреннее ощущение успеха или неудачи. Она обладает большой побудительной силой и может играть как мотивирующую, так и демотивирующую роль.

Оценка мотивирует учащихся к достижениям, если воспринимается ими как объективная и справедливая, указывает способы улучшения деятельности, т.е. носит конструктивный характер. Для повышения мотивации важно, чтобы человек внутренне принял оценку. Непринятые оценки или не мотивируют, или понижают уже имеющуюся мотивацию.

Необходимо, чтобы школьники были включены учителем в оценочную деятельность в качестве субъекта, и чтобы у них было право на самооценку, а сами оценки были обоснованными.

Для того чтобы оценка носила мотивирующий характер, учитель должен следовать следующим правилам:

1.Всех учащихся, показавших одинаковые результаты, оценивать одинаково.

2.При оценке подчеркивать те стороны деятельности, которые наиболее значимы для самого ученика.

3.Оценивая, выявлять не только недостатки, но и успехи учеников.

4.Уважать личное мнение ученика, его самооценку, проявлять доброжелательность и сдержанность, несмотря ни на что.

5.Стремиться уйти от нежелательного в общении с учеником эмоционального напряжения, испуга, раздражения.

6.Обсуждать с учениками причины ошибок и пути их исправления.

7.Добиваться, чтобы ученик действительно принял оценку и знал, как её улучшить.

8.Создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих силах.

Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования. Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Если рассмотреть его как задачу, то участников, ориентированных на успех, будет мотивировать то соревнование, в котором шанс победить не менее 50%, а для ориентированных на избегание неудачи еще выше. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей. Замечено, что в классах, однородных по своему составу, стремления детей к достижениям выше, чем в классах смешанных способностей. Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.

Среди прочих условий, одним из важных для проявления стремления к достижению является время. Неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности как «достигателей», так и «избегателей». Необходимо правильно определять то время, за которое требуется выполнить работу: при жестких сроках и недостатке времени учащиеся с мотивом, направленным на избегание неудачи, попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать; недостаток времени может мобилизовать только высокомотивированных на достижение успеха школьников.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Опыт работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Наше исследование проводилось на базе логопедической группы МДОУ "Детский сад № 40, ЦРР" г. Воскресенска Московской области с сентября 2006 по декабрь 2007 года. Детский сад имеет статус Центра развития ребенка, в его составе 11 групп. Все группы работают по программе Л.А.Венгера "Ра ...

Варианты проведения утренней гимнастики
1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависим ...

Понятие социализации детей с ограниченными возможностями
"Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества". Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность при ...

Навигация