Основные характеристики профессиональной деятельности индивидуального стиля тренера

Материалы о педагогике » Особенности формирования индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности » Основные характеристики профессиональной деятельности индивидуального стиля тренера

Страница 1

Формирование творческой индивидуальности тренера в общем плане совпадает с формированием его в качестве личности; оно решающим образом зависит от его личностных черт, качеств, в первую очередь, таких как мировоззрение, гражданская убежденность, осознанная ответственность. Именно уровень развития личности тренера в первую очередь определяет уровень его деятельности .

Можно выявить следующие особенности личности тренера: способность гибко реагировать на требования практики, не держаться устаревших догм, сколь авторитетными они ни были; способность к педагогическому творчеству, которая позволяет с максимальной эффективностью каждый раз по-новому применять в учебно-воспитательном процессе методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания, свои личные качества; способность глубоко понимать закономерности педагогического процесса, критически оценивать опыт, видеть неполноту собственных знаний; способность из лучших образцов передового опыта извлекать не рецептуру, а идею и трансформировать ее к конкретной ситуации; способность самостоятельно, осмысленно перерабатывать учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов; умение управлять познавательной деятельностью и общественной активностью воспитанников, развивать их творческое мышление .

Тренеру необходимо учитывать и то, как оценивают его личность спортсмены. Опыт показывает, что любовью детей и подростков пользуются по-настоящему добрые, выдержанные наставники. Замечено, что чем больше непринужденности, естественности, шуток, веселья в отношениях между тренером и воспитанниками, тем лучше идет адаптация, быстрее растет спортивное мастерство.

Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом, именно спорторганизатор выступает в качестве идеала, которому они стремятся подражать в жизни.

Следовательно, в период развития юного спортсмена, когда еще велика эмоциональная восприимчивость тренеру при налаживанию взаимоотношений с воспитанником необходимо обращать особое внимание на проявление своих личностных качеств. Уровень развития положительных личностных качеств спортивного педагога - важнейшее условие нормализации взаимоотношений с юными спортсменами, а в итоге - повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса [4].

Именно высокий уровень развития личностных качеств обеспечивает тренеру авторитет.

Авторитет личности тренера является одним из основных условий успешности его деятельности, который основывается на глубоком знании им своего дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой. Личностный авторитет зависит также от умения устанавливать педагогически правильные отношения как с воспитуемым, так и с коллегами, родителями, общественностью.

Авторитет тренера - необходимое условие эффективности его воздействия на воспитанника. Поэтому завоевание авторитета - первейшая задача спорторганизатора. Доверие к тренеру формирует у спортсменов психологическую уверенность в успешном исходе начатого дела, объединяет их. Тенденция советовать, показывать, доказывать и убеждать, в противовес тенденции постоянно ругать и навязывать свое мнение, благоприятно влияет на становление юных спортсменов.

Анализ ведущих личностных качеств тренера показывает, что часть тренеров, пользующихся высоким авторитетом у спортсменов, по отдельным качествам имеют низкие оценки, и наоборот. Авторитет тренера складывается из его истинных достоинств и недостатков.

Особенно существенное значение в установлении авторитета тренера имеют сильная воля и твердый характер, которые обнаруживаются в организованности и дисциплинированности тренера, его энергичном, настойчивом стремлении к достижению поставленных целей и задач в процессе обучения и воспитания спортсменов.

Необходимым условием завоевания авторитета являются: уважение к личности спортсмена, умение общаться с ним как с человеком взрослым, тактичность, доброжелательность, внимательность. Подобное отношение вызывает у спортсменов ответное чувство .

Спортивный педагог должен учитывать, что его воспитанники способны "читать" его мимику, жесты, позы во время тренировок. Его речь, облик, образованность, отношение к делу, к людям становятся эталоном для юного спортсмена. Когда воспитанник взрослеет, слепое обожание и безоговорочное повиновение постепенно заменяются уважением, дружбой и взаимным пониманием .

Известный американский спортивный психолог Кретти приводит несколько моделей типов тренеров, построенных на основании высказываний спортсменов. К положительным типам тренеров относятся: поддерживающий - всегда рядом со спортсменом, готов поддерживать спортсмена в трудных ситуациях, предостерегает от возможных ошибок и ободряет, ориентируется на будущие успехи; хладнокровный - сохраняет спокойствие в напряженных ситуациях и принимает в них верное решение, всегда является примером самообладания для своих воспитанников, критические высказывания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсменов, если они перевозбуждены; психолог - может довести спортсмена до оптимального уровня возбуждения перед соревнованиями, успешно руководит командой после поражения, может превратить страх в преимущество, понимает и чувствует состояние спортсменов до и вовремя соревнований; оратор - удачно пользуется словом, настраивает спортсменов на более активную работу без лишнего давления.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может ...

Научный подход и проблема мотивации учения школьников
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятель ...

Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов
Профессия педагога возникла вместе с появлением такого социального институт как школа. Первые школы появляются в Древнем Египте, затем в Греции: школа грамматиста, кифариста, Палестра, Эфибия, Академия. А первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибий Квинтилиан. Именно он первым п ...

Навигация