Динамика речевого развития детей экспериментальной группы

Страница 1

Цель формирующего эксперимента: выявить характер звукопроизношения детей экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы с использованием произведений детского фольклора.

Итоговый эксперимент проводился нами в группе дошкольников, участвовавших в предыдущих двух сериях: констатирующей и формирующей. Итоговое обследование проводилось по методике, аналогичной той, которую использовали на этапе констатирующего эксперимента. Итоговый эксперимент включал в себя серию заданий, направленных на:

-обследование подвижности органов артикуляции;

-обследование фонематического восприятия;

-обследование звукопроизношения: изолированно, в слогах, в словах, предложениях, в тексте.

Обследование проводилось в виде индивидуального эксперимента. Результаты обследования даны в приложениях 3, 4, 5, 6 в виде таблиц и графика 1. Центральным критерием эффективности системы коррекционной работы явились показатели звукопроизношения детей в экспрессивной речи. Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового экспериментов позволил сделать вывод о положительной динамике в преодолении нарушенного звукопроизношения у детей с дислалией посредством детского фольклора. В приложении 8 на одном графике представлены уровни сформированности произносительных навыков до начала и после формирующего эксперимента. Черным цветом обозначены показатели констатирующего эксперимента, белым – итогового. Из графика видно, что детей с уровнем звукопроизношения ниже среднего не осталось; со средним уровнем было 4, стало 6; с уровнем выше среднего было 3 детей, а стало 4.

Таким образом, в ходе данного исследования было подтверждена гипотеза о том, что детский фольклор является одним из средств коррекции нарушенного звукопроизношения у дошкольников.

Следовательно, к педагогическим условиям использования произведений детского фольклора для коррекции речевых нарушений у детей с дислалией можно отнести следующие:

-целенаправленное системное использование на логопедических занятиях различных видов детского фольклора;

-подбор произведений фольклора с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также этапа логопедической работы;

-создание мотивации и стимулирование активности ребенка в преодолении имеющихся речевых нарушений.

Кроме того, следует отметить, что при коррекции нарушенного звукопроизношения особенно эффективно было проведение индивидуальных занятий, совместная работа всех специалистов и родителей над проблемой.

Проведенное нами теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа по проблеме коррекции дислалии у дошкольников посредством детского фольклора позволили сделать следующие выводы:

1. Дислалия (от греч.dis-расстройство, lalia-речь)- нарушение звукопроизношения, при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; является одним из самых распространенных дефектов речи.

2. В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения объясняется органическими и функциональными нарушениями; знание причин помогает определить вид дислалии и ее симптоматику.

3. У детей с дислалией наблюдается своеобразие психоречевого развития, обусловленное структурой дефекта.

4. Детский фольклор - сложное единство трех составляющих: творчества взрослых для детей, произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду, и оригинального детского творчества. Существует огромное множество жанров детского фольклора.

5. Логопедическое обследование детей с дислалией включает:

-обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения
В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих п ...

Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной групп
Эксперимент проводился на базе ГБДОУ «Детский сад №67» и ГДОУ «Детский сад № 35» Московского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев: 10 детей экспериментальной группы с тяжелым нарушением речи – общим недоразвити ...

Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования
Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее ...

Навигация