Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста

Страница 1

Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку .

Формирование двигательного навыка проходит три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта.

I

стадия

формирование двигательного навыка — короткая по времени. Направлена на создание первоначального умения, характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении с новым движением, невысокая скоростью, напряженность, неточность действий.

II

стадия —

продолжительнее по времени. Характеризуется многократной повторяемостью движений, в результате движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом.

III

стадия

— стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Движения становятся экономичными, свободными, точными, раскованными. Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует движения, варьирует движение перенося его а новые ситуации.

Каждой стадии двигательного навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — завершение и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание) ставятся следующие задачи: а) ознакомить детей с новыми двигательными действиями; б) создать целостное представление о всем двигательном акте и начать его разучивать до овладения им, выполнения в общих чертах. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную.

Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:

а) показ педагогом образца;

б) его деятельный показ, сопровождаемый словом;

в) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнять его.

Подетальный (т. е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех элементов движения. Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно — исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево — вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении рук, ног; о движении частей собственного тела. После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Возникновение и развитие речи
В литературе не раз описывались истории о «людях-животных», выросших среди человекообразных обезьян в джунглях и вступивших в контакт с другими людьми уже в взрослом состоянии. При исследовании таких «людей-животных» выяснилось, что органы чувств у них функционируют нормально. Тем не менее, им с бо ...

Знакомство ребенка со сказкой
Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости ...

Диагностика физической подготовленности к игре в футбол
В начале исследования. Ф.И. ребенка, возраст Ведение мяча через кегли - 10 м Норматив Попытки Удар по воротам-4 метра Норматив Попытки 1. Блистунов Олег-5 лет + 3 3 5 2. Миронова Аня - 5 лет + 3 2 5 3. Филатов Гоша - 5 лет + 3 4 5 4. Гриднева Даша-5 лет - 3 3 5 5. Мидигулов Максим - 5 лет + 3 2 5 6 ...

Навигация