Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку .
Формирование двигательного навыка проходит три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта.
I
стадия
формирование двигательного навыка — короткая по времени. Направлена на создание первоначального умения, характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении с новым движением, невысокая скоростью, напряженность, неточность действий.
II
стадия —
продолжительнее по времени. Характеризуется многократной повторяемостью движений, в результате движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом.
III
стадия
— стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Движения становятся экономичными, свободными, точными, раскованными. Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует движения, варьирует движение перенося его а новые ситуации.
Каждой стадии двигательного навыка соответствует определенный этап обучения:
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — завершение и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание) ставятся следующие задачи: а) ознакомить детей с новыми двигательными действиями; б) создать целостное представление о всем двигательном акте и начать его разучивать до овладения им, выполнения в общих чертах. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную.
Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:
а) показ педагогом образца;
б) его деятельный показ, сопровождаемый словом;
в) выполнение показываемого движения самим ребенком.
Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнять его.
Подетальный (т. е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех элементов движения. Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно — исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево — вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении рук, ног; о движении частей собственного тела. После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.
Материалы по педагогике:
Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...
Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию
дошкольников с общим недоразвитием речи
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания, особенно у хол ...
Возможности использования интерактивной доски в начальной
школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...