Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста

Страница 1

Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку .

Формирование двигательного навыка проходит три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта.

I

стадия

формирование двигательного навыка — короткая по времени. Направлена на создание первоначального умения, характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении с новым движением, невысокая скоростью, напряженность, неточность действий.

II

стадия —

продолжительнее по времени. Характеризуется многократной повторяемостью движений, в результате движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом.

III

стадия

— стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Движения становятся экономичными, свободными, точными, раскованными. Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует движения, варьирует движение перенося его а новые ситуации.

Каждой стадии двигательного навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — завершение и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание) ставятся следующие задачи: а) ознакомить детей с новыми двигательными действиями; б) создать целостное представление о всем двигательном акте и начать его разучивать до овладения им, выполнения в общих чертах. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную.

Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:

а) показ педагогом образца;

б) его деятельный показ, сопровождаемый словом;

в) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнять его.

Подетальный (т. е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех элементов движения. Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно — исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево — вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении рук, ног; о движении частей собственного тела. После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Особенности организации логопедической работы в коррекционной школе
Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой — особенностями речев ...

Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...

Экспериментальное исследование уровня знаний детей о биоценозах в разные сезоны
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в биоценозах. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента: Р ...

Навигация