Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма одна из основных задач современного общества. Медики и педагоги констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие норм развития детей, неполноценности их здоровья, как физического, так и психического.
По данным статистики в Российской Федерации число детей с проблемами в психическом и эмоциональном развитии составляет 67%, а количество детей, имеющих нарушения в физическом развитии, составляет 35,5%. При проведении медицинского осмотра было выявлено, что у детей от 3-х до 4-х лет определяется 17% здоровых и уже пятая часть имеет III группу здоровья. Дети IV и V групп здоровья не посещают дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего типа. Начиная с пятилетнего возраста, отмечается уменьшение числа здоровых детей и с функциональными отклонениями за счет увеличения III группы здоровья, которые к 6-ти годам уже составляют 40% .
С помощью подвижных игр можно формировать основные виды движений и развивать физические качества детей дошкольного возраста.
В исследованиях ученых-психологов, педагогов, философов, социологов, историков (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Устименко и др.) рассматривается своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на значение в формировании физически развитого ребенка.
Но, к сожалению, на практике можно увидеть, что проведение подвижных игр не соответствует установленным требованиям — не учитывается общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима дня, место проведения игры, а также пожелания детей.
Зачастую воспитатель не обращает внимание детей на правильность выполнения того или иного движения, а так как в игре ребенка захватывает сюжет, а эмоциональное возбуждение отвлекает от правильного выполнения двигательного действия, он направлен на достижение цели игры (поймать мяч, догнать убегающего и т. д.), что ведет за собой неправильное закрепление двигательного навыка.
Вышеизложенные аспекты определили тему исследования – «Подвижные игры в формировании основных движений детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии».
Объект исследования: процесс формирования основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в эмоциональном развитии.
Цель работы: спроектировать работу по развитию основных движений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в эмоциональном развитии с помощью подвижных игр.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методы диагностики, направленные на выявления уровня сформированности основных движений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в эмоциональном развитии.
3. Провести комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности основных движений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить план работы и рекомендации по развитию основных движений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в эмоциональном развитии.
Методы исследования: изучение и анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование
Материалы по педагогике:
Психофизиологическая структура процесса письма, речевые и неречевые
предпосылки его формирования
Письмо – знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Оно возникло из потребности человека сообщить что-то в ситуации, когда с помощью звуков или жестов это сделать невозможно, и выражается в разл ...
Идеал красоты у горцев Северного Кавказа
Содержание нравственно-эстетического воспитания в народной педагогике горцев Северного Кавказа основывалось на положениях горской этики. Оно отражало требования и специфику формирования нравственно целостной личности, которая строит свою деятельность в соответствии с нормами красоты. Наиболее пол ...
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и
отечественной литературе
Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сто ...