Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Страница 1

Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр.

Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр должен быть составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение конкретных учебно-воспитательных задач. Д.В. Меджинская утверждала, что игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями ее проведения.

Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование.

Собирать детей нужно в том месте, откуда будут начинаться игровые действия. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому важно продумать приемы сбора. Они бывают разными в зависимости от возраста детей и их отношения к игре. Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договориться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Старших детей можно собрать при помощи «зазывалочек». Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, колокольчик). Эффективны и сюрпризные моменты, их проводят в младшем возрасте. Также уместны проблемные ситуации, задания. Например, играть будут те, кто сможет пролезть под вращающейся скакалкой. Организация малышей требует большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Приемы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. По мнению Э.Я. Степаненкова, особенно важно создавать его в начале игры, чтобы предать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. В старших группах приемы создания интереса используются, когда игра разучивается. Это, чаще всего, стихи, песни, загадки на тему игры.

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности — интонации голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация — должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры — это инструкция и момент создания игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры. В младшей группе объяснение ведётся поэтапно, в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Предварительное объяснение игры в средней и старшей группах происходит с учётом психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Важна последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос.

Сначала нужно назвать игру и её замысел, предельно гладко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не стоит, дети запомнят их во время игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль — всегда соблазн. Поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты. Распределение ролей следует использовать как удобный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребёнок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль — наиболее распространённый приём. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот будет водить. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Теоретические основы методики исследования предпосылок письма у дошкольников с общим недоразвитием речи
Многие исследователи отмечают недостаточность и противоречивость данных при исследовании невербальных средств общения у дошкольников с ОНР: с одной стороны возможно компенсаторное развитие невербальной коммуникации у детей с ОНР, с другой – дефицитарность невербальных средств общения. Дети с ОНР ис ...

Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...

Сущность и структура умственных способностей
Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики. При этом одни из них считали опережающее значение, имеет фактор наследственности, другие прип ...

Навигация