Описание организации и методов исследования

Страница 1

С целью исследования влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников была организована экспериментальная группа, в которую вошли 15 старшеклассников, обучающихся в 11 классе общеобразовательной школы в возрасте 16-17 лет, и контрольная группа, в состав которой вошли 15 старшеклассников в возрасте 16-17 лет, занимающихся внешкольной деятельностью: 5 человек посещают художественную студию; 2 человека - спортивную школу; 4 человека - благотворительный фонд «Дети России», 4 человека занимаются в военно-спортивном клубе «Отечество».

Психологом К. Обуховским выделяются четыре критерия развития личности. Ни один из них не является важнейшим, они дополняют друг друга.

1. Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умение. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

2. Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

3. Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение - это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности. Вместе с тем продолжительное отчаяние, которое ломает нашу жизнь и создает новые виды негативного функционирования, приводит к потере способности к развитию.

4. Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать нас независимо от интеллектуальных предпосылок и модифицировать наше поведение противоречащим нашим замыслам образом.

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализации. В соответствии с этим можно выделить следующие критерии развития личности:

- широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество;

- мера развития личности как субъекта;

- характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

- социальная компетентность.

В соответствии с выше обозначенными критериями в исследовании были выделены следующие критерии развития личности старшеклассников:

1) уровень самооценки и самовосприятия;

2) уровень социальной компетенции;

3) уровень профессионального самоопределения.

Задачи исследования:

1) провести диагностику развития личности старшеклассников в соответствии с указанными критериями;

2) предложить и апробировать одну из форм внешкольной деятельности;

3) провести контрольную диагностику уровня развития личности старшеклассников после реализации предложенных мероприятий.

Методы исследования:

1. Опросник В.Г. Маралова

Опросник В,Г. Маралова разработан для диагностики уровня самооценки и самовосприятия личности в соответствии с «Я-концепция личности» по Р. Бернсу. «Я-концепция» определяет не только то, что собой представляет человек, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Старшеклассникам предлагается в предложенной карте обозначить высказывания, которые он относит к собственному «Я» в большей степени.

2. Опросник «Определение уровня развития социальных навыков» (Прил. Б)

В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Роль родителей в контроле за успеваемостью школьников
Главная трудность детей– их желание познавать новое и самосовершенствоваться. Однако нельзя в двух словах объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо в школе, пока у него не сформируется понимание, пока не возникнет желание делать так, как ему говорят старшие. Это уже проблемы воспитания, ...

Воспитательные функции хореографического искусства
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эстетиче ...

Экспериментальное изучение особенностей формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Экспериментальное исследование проводилось в апреле-мае 2008 учебного года на базе «Муниципальной средней общеобразовательной школы №3» г. Саранска. Дети участвующие в эксперименте имели заключение психолого-педагогической комиссии о наличие у них общего недоразвития речи III уровня по классификаци ...

Навигация