Описание организации и методов исследования

Страница 1

С целью исследования влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников была организована экспериментальная группа, в которую вошли 15 старшеклассников, обучающихся в 11 классе общеобразовательной школы в возрасте 16-17 лет, и контрольная группа, в состав которой вошли 15 старшеклассников в возрасте 16-17 лет, занимающихся внешкольной деятельностью: 5 человек посещают художественную студию; 2 человека - спортивную школу; 4 человека - благотворительный фонд «Дети России», 4 человека занимаются в военно-спортивном клубе «Отечество».

Психологом К. Обуховским выделяются четыре критерия развития личности. Ни один из них не является важнейшим, они дополняют друг друга.

1. Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умение. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

2. Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

3. Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение - это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности. Вместе с тем продолжительное отчаяние, которое ломает нашу жизнь и создает новые виды негативного функционирования, приводит к потере способности к развитию.

4. Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать нас независимо от интеллектуальных предпосылок и модифицировать наше поведение противоречащим нашим замыслам образом.

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализации. В соответствии с этим можно выделить следующие критерии развития личности:

- широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество;

- мера развития личности как субъекта;

- характер деятельности - от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

- социальная компетентность.

В соответствии с выше обозначенными критериями в исследовании были выделены следующие критерии развития личности старшеклассников:

1) уровень самооценки и самовосприятия;

2) уровень социальной компетенции;

3) уровень профессионального самоопределения.

Задачи исследования:

1) провести диагностику развития личности старшеклассников в соответствии с указанными критериями;

2) предложить и апробировать одну из форм внешкольной деятельности;

3) провести контрольную диагностику уровня развития личности старшеклассников после реализации предложенных мероприятий.

Методы исследования:

1. Опросник В.Г. Маралова

Опросник В,Г. Маралова разработан для диагностики уровня самооценки и самовосприятия личности в соответствии с «Я-концепция личности» по Р. Бернсу. «Я-концепция» определяет не только то, что собой представляет человек, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Старшеклассникам предлагается в предложенной карте обозначить высказывания, которые он относит к собственному «Я» в большей степени.

2. Опросник «Определение уровня развития социальных навыков» (Прил. Б)

В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Помощь ноосферному образованию
Высоко оценивая рождение принципиально новой российской системы ноосферного образования, решающей актуальные задачи сегодняшнего дня и устремленной к высоким целям воспитания ноосферной Личности будущего, мы должны, каждый на своём месте, всемерно помочь ей. Помочь выстоять, обрести прочную почву п ...

Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити ...

Организация и содержание работы по формированию устойчивой речи у дошкольников
Обследование заикающихся дошкольников проводилось с 1 по 15 сентября 2009 года и носило комплексный характер. Оно было направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся симптомов заикания, ни один из которых в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания. В основу об ...

Навигация