Диагностика умственных способностей дошкольников показала, что у большинства детей слабо развиты психические процессы. Мы решили развить умственные способности детей. Для этого мы использовали развивающие игры Никитиных.
Все игры были предложены детям в интересной форме. Предлагались такие игры:
«Сложи узор»;
«Сложи квадрат»;
«Решки и вкладыши Монтессори»;
«Уникуб»;
«Дроби»;
«Точечки»;
«Кирпичики».
В начале мы преложили детям игру «Сложи узор».
Цель: учить детей по образцу складывать узор из кубиков. Затем ставится обратная задача – глядя на кубик – нарисовать узор, который они образуют. Развивать умственные способности детей, учить комбинировать и синтезировать.
Детям предложили 16 кубиков одинаковой окраски. Так же к ним предложены задания, – дети смотрят на карточки с заданиями и подбирают узор.
Суханов Артем: с серией А справился без трудностей, а в следующих сериях наблюдались некоторые сложности. Из 24 карточек он не справился с 4-мя (серия В), где узоры идут сложнее, трудности были с узорами под номерами 4, 8, 10, 16, 22. Собирал узоры внимательно, тщательно смотрел на карточку и подбирал узор. Через некоторое время ему легче собирать серии А, Б, В. Я предложила собрать узор из серии Г и Д. Он с удовольствием согласился и с трудностями справился самостоятельно.
Съедин Дима: с серией А справился методом проб и ошибок, но справился самостоятельно. Интерес проявлялся все больше и больше, и с трудностями складывал все узоры, которые находились в коробке.
Кужелев Евгений: внимательно рассмотрел карточку, предложенную ему, подсчитал сколько должно быть кубиков, отобрал, подобрал рисунок, сложил, проверил правильно ли, совпадает ли. Мальчик действовал самостоятельно, зрительно ориентировался на карточку. Таким образом, он постепенно собрал все серии этой игры.
Кончев Илья: после «знакомства» эта игра его заинтересовала и он без труда собрал серии А и Б. Сложности были в сериях В, Г, Д. От помощи отказывался, действовал самостоятельно, внимательно, сосредоточено.
Борткевич Ира: с серией А справилась с подсказками. Сначала ей давалась игра с затруднениями, а когда она стала под карточку ставить нужный кубик с узором она справлялась все лучше и лучше. Здесь она проявила хитрость.
Зайцев Витя: проявил интерес, сложил узоры без ошибок и привлекал остальных детей.
Кончев Илья: ориентировался на образец, представлял в уме образ и без ошибок складывал узоры.
Вывод: дети научились самостоятельно складывать узоры, исправлять свои ошибки самостоятельно, правильно комбинировать.
Для пространственного мышления знакомили детей с дидактической игрой «кирпичики».
„Кирпичики“
Эта игра – своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но главное развивает пространственное мышление ребенка.
В этой игре выполняется 3 вида задания: построить модель из кирпичиков по чертежам – заданиями, сделать чертежи по построенной модели. Сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность.
Детей знакомили с 3-мя видами (вид спереди, сверху, сбоку). Когда дети освоили эти задачи, приступили к «строительству» по заданию. Дети освоили все чертежи. Они были заинтересованы и с любопытством строили предметы.
Зайцев Витя: усвоил два вида (передний и боковой), тяжелее с верхним видом, требовалась подсказка взрослого. С более трудными заданиями он не справлялся.
Кужелев Евгений: предложенное задание он с легкостью и удовольствием решил самостоятельно.
Суханов Артем: со сложными заданиями не справился, просил помощи со стороны, а остальные строил самостоятельно.
Съедин Дима: выполнил самостоятельно первые 16 заданий, а где были большие конструкции, требовалась помощь. Через некоторое время самостоятельно строил детали и исправлял ошибки.
Борткевич Ира: строила то, что ей было интересно. Без ошибок, самостоятельно.
Волобуев Дима: допускал ошибки при виде сверху. Действовал спокойно, уверенно, настойчиво.
Чурилов Артем: действовал самостоятельно. Если допускал ошибки, сам исправлял. Играл с большим интересом, увлечением.
Кончев Илья: в данных чертежах быстро разобрался, тем самым сумел построить любую фигуры без ошибок.
Для развития логического мышления проводилась дидактическая игра «решки и вкладыши Монтессори».
Решки и вкладыши Монтессори
Цель: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положения на плоскости (зрительно и на ощупь). Готовить детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывать умение владеть карандашом, различать границы фигур и видеть линии – контуры, знакомить с геометрическими фигурами – названием фигур.
Фамилия, имя ребенка |
Задания, предлагаемые детям: | ||||
Найти вкладыш и вставить в них |
Обвести контуры фигур |
Обвести вкладыш |
Раскрасить |
Узнай фигуру на ошупь | |
Кужелев Е. |
Без трудностей |
Быстро, легко |
С трудностями |
Легко |
Без сложностей |
Съедин Д. |
Путем проб и ошибок |
Спокойно |
С трудностями |
Легко |
С трудностями |
Суханов А. |
Без трудностей |
Ровно, спокойно |
Спокойно |
Быстро, легко |
Быстро все фигуры |
Чурилов А. |
Небольшие трудности |
Легко |
Спокойно |
Легко |
Не все фигуры |
Кончев И. |
Зрительно, быстро |
Быстро, ровно |
Спокойно |
Легко |
Все фигуры |
Борткевич И. |
Трудности |
Тяжело |
Тяжело |
Трудности |
Не все фигуры |
Зайцев В. |
Без трудностей |
Тяжело |
Тяжело |
Трудности |
Тяжело |
Волобуев Д. |
Зрительно |
Быстро |
Спокойно |
Легко |
Не все фигуры |
Материалы по педагогике:
Пути эволюции жанра сонаты в творчестве Бетховена
Фортепианная соната была для Бетховена наиболее непосредственной формой выражения волновавших его мыслей и чувств, его главных художественных устремлений. Его влечение к этому жанру было особенно устойчивым. Если симфонии появлялись у него как итог и обобщение длительного периода исканий, то фортеп ...
Влияние компьютерных игр на развитие
Компьютерные игры способны вызвать психологическую зависимость. Особенно опасны они для школьников и молодых людей с неокрепшей еще психикой. Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Та ...
Методические аспекты изучения формирования высказывания дошкольников с ОНР
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях . В свободном речевом общении средс ...