Анализ результатов констатирующего исследования

Страница 12

Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау.

Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной группы вошли 15 детей с ОНР II-III уровней. В состав контрольной группы вошли так же 15 детей посещающие подготовительную группу. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития.

Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики:

д. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);

е. Рисуночный тест «Кактус»

ж. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

з. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

По окончании констатирующего исследования мы сделали вывод:

· чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено;

· у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.

· в экспериментальной группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы , тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.

· у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.

Формирующий эксперимент проходил в течении 4 месяцев с октября по декабрь. Занятия проводились в первой половине дня, по 30 минут в речевой группе. Коррекционная работа проводилась по двум основным направлениям:

Коррекция тревожности и коммуникативных навыков;

Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез по изучению эмоционального развития детей с ОНР с использование тех же методик, что и на констатирующем этапе.

В целом по исследованию мы сделали вывод: цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Материалы по педагогике:

Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 14–15 лет). В этот короткий по а ...

Организация дидактических игр в средней группе
Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В ...

Навигация