Причины и условия отклоняющегося поведения подростков

Страница 4

Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остаётся учёба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения.

К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. В средних классах вводятся новые предметы, их ведут разные учителя, уровень преподавания неодинаков, неодинаковы и требования и мотивации учебной деятельности учеников. Поэтому интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних учащихся познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других - охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих - проявляются стержневые, доминирующие интересы. Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствует формированию этого понимания. Отсюда снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или к школе вообще, пропуски и опоздания на уроки. Всё это ведёт к неуспеваемости, к проблемам во взаимоотношениях учеников и учителей. Неуспеваемость учащихся - это один из показателей педагогической запущенности школьников.

1. Отклоняющееся поведение - это некая форма поведения личности, ему присущи все основные свойства человеческого поведения.

2. Поведение - это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности.

3. Под внешней активностью человека понимаются внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции.

4. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

5. Человеческое поведение социально - оно формируется и реализуется в обществе.

6. Нестандартное поведение - это форма нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.

Ю.А.Клейберг выделил 3 основных группы поведенческих девиаций: негативные, позитивные и социально - нейтральные.

Типология деструктивного поведения - внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм и внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, её регресс.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное - просоциальное - асоциальное - саморазрушительное - самоубивающее.

Для подросткового возраста характерно: неравномерное развитие костно-мышечной системы, дисгармония в координации движений, несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы, стремление к взрослости, самосознанию, самооценке, самоутверждению, потребность в общении, сформулирована готовность ко всем видам учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы по педагогике:

Теории и виды образования
На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых-педагогов. Рассмотрим теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько овладение учен ...

Использование народной сказки как средства формирования дружеских взаимоотношений детей старшего возраста
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа дол ...

Интеграция как фактор комплексного обучения
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определенные признаки кризиса педагогики, н ...

Навигация