Причины и условия отклоняющегося поведения подростков

Страница 2

Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями.

Д ля подросткового возраста характерно неравномерное развитие костно-мышечной системы, отставание роста мышечной массы от темпов роста костной системы. Исследователи показывают, что 12-летние подростки, имея рост 143-158 см, а массу тела 33-48,6 кг, через 304 года вырастают до 159-175 см, к 15 годам имеют массу тела 47,9-64,8 кг. Как видно из приведённых данных, для детей одного итого же возраста рост и вес имеют довольно существенные различия.

Этому способствуют процессы акселерации (ускорения) - ускорения темпов физического и полового развития детей.

В связи с неравномерностью роста и развития у подростков наступают временная дисгармония в координации движений, определённая неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определённый психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются. Несоответствия в развитии сердечно-сосудистой системы, сопровождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кровеносных сосудов, также ведут к нарушению психического и физического самочувствия ребёнка. Этот процесс сопровождается повышенным кровяным давлением, головокружениями, неприятными ощущениями в области сердца. Не понимая своё состояние, стыдясь своего самочувствия, подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движениях, резкой сменой поведения.

Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его самочувствие и общее состояние оказывает процесс полового созревания. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физиологическом, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желёз внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, проявляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе, к противоположному полу, Процесс полового созревания сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрезмерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью.

Все вышеперечисленные физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны друг с другом, с развитием психики. У одних они проходят более или менее равномерно, спокойно, у других ярко, всплесками. Это зависит от самого подростка, от родителей, учителей, воспитателей. Как они относятся к воспитаннику, понимают его, как реагируют на не вполне адекватные его поступки. Всё это в значительной степени определяет поведение ребёнка, его отношение к взрослым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям.

Появление психических новообразований в подростковом возрасте сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подросток уже не ребёнок и ещё не взрослый. И вот это «уже» и «ещё» создаёт массу проблем для подростка.

Стремление к взрослости проявляется у подростка как потребность приобщения к миру взрослых, к их жизни и деятельности. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляются родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям со взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если При их возникновении учитывать особенности психического развития подростка.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методы и приёмы словарной работы
Методика словарной работы предусматривает четыре основных л и н и и: Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Во-вторых, уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы, ...

Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии
Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные ...

Возможности проектного метода обучения в реализации задач подросткового возраста
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в пост ...

Навигация