Организация процесса педагогического труда опираются на методы, которые вытекаю на таких исходных положений НОТП, как формулировка цели и задач (целиобразование), выбор целесообразных форм и методов труда, научно обоснованное планирование, выбор и целесообразное использование техники, средств труда. Эти методы называются организационными, ибо они организую деятельность, и научными, поскольку они организуют деятельность, и научными, поскольку они органично слиты с научной теорией.
Рассмотрим методы и приемы определения цели и задач отдельных видов педагогической деятельности.
Цель педагогического труда – это знание о предполагаемом результате, идеальное его представление, предвосхищение.
Задача в педагогической деятельности – это частная цель, поставленная с учетом конкретных условий, это задание на выход к какой либо части общей цели.
Если цель - идеальная модель предполагаемого результата деятельности, то задачи как частные цели – это этапы к достижению общей цели, характеризующие сам процесс труда. Компонентами любой целостной деятельности являются цель, мотивы, средства, условия и результаты труда.
Цель деятельности должна быть связана не только с содержанием и мотивами, но и со всеми другими компонентами – условиями, средствами, трудом в целом. Цель задает и предопределяет выбор методов и средств деятельности. Однако автоматически это не достигается, для этого педагогу нужны определенный знания и умения.
Методика формулировки цели и задач обучения и воспитания учащихся - это в жатом виде теория целеобразования в процессе педагогической деятельности. Она вскрывает сущность самого процесса целеобразования, закономерностей НОТП, и отвечает на вопрос, как правильно сформулировать цель и задачи педагогической деятельности.
Составить план – скорректировать работу, сделать ее организационный чертеж, модель, программу – помогает метод планирования педагогического труда учителя. Планирование – тонкий процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы учебной или воспитательной работы с учетом всех определяющих факторов.
Задача НОТП – рассмотреть то общее, что характерно для планирования любой педагогической деятельности и может быть использовано, как основа для разработки любого плана с учетом специфики предстоящей деятельности. Метод планирования включает в себя операции по оценке педагогической обстановки с точки зрения перспективных целей, предвидению хода и результатов работы.
Материалы по педагогике:
Содержание методики констатирующего эксперимента
Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи План Исследование состояния ручной моторики А) Оптико-кинестетическая организация движений «Кольцо» Б) Динамическая организация движений «Кулак-ребро-ладонь» Графическая проба «Заборчик». Исследование слу ...
Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, определяющий основное содержание эстетического воспитания молодого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный образ, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в широком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити ...
Варианты проведения утренней гимнастики
1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависим ...