На основе проанализированной научно-методической литературы было проведено экспериментальное исследование с целью подбора и апробации методов и приемов формирования познавательного интереса во внеучебной воспитательной работе.
Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Основная общеобразовательная школа с.Желтый Яр» в 3 - экспериментальном классе в количестве 9 человек и на базе МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Найфельд» в 3 - контрольном классе в количестве 15 человек.
Эксперимент проводился в три этапа:
Цель констатирующего этапа – анализ сформированности уровня развития познавательного интереса у учащихся 3 класса.
Цель формирующего этапа – подобрать, обосновать и апробировать методы и приемы формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе.
Цель контрольного этапа - определить эффективность методов и приемов формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе.
На данном этапе мы использовали следующие методы исследования:
1. Беседа с учителем.
2. «Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной).
3. Анкетирование по методике Г.И. Щукиной.
На констатирующем этапе были определены следующие критерии:
- Уровень познавательной активности.
-Уровень самостоятельной деятельности.
-Умение преодолевать трудности.
-Внеурочное занятие предметом по интересу.
На основе выделенных критериев определили три уровня познавательного интереса: высокий, средний, низкий.
1. Учащиеся с высоким уровнем развития познавательных интересов:
- имеют нацеленность познавательных интересов на учебный предмет или группу учебных предметов и проявляют большую познавательную активность на уроках (задают вопросы, отвечают по собственному желанию и др.);
- предпочитают учебную деятельность более трудного характера;
- отличаются самостоятельным активным поиском в пополнении информации об интересующей области;
- начитанны, стремятся расширить свой кругозор;
- используют свободное время для занятий в интересующей области.
2. Учащиеся со средним уровнем развития познавательных интересов:
- проявляют избирательное отношение к определенному предмету; активны в соответствии с побуждениями учителя, но не проявляют должной активности по своему желанию;
- предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий;
- свой досуг иногда посвящают интересующей области (нерегулярно);
- у них имеет место самостоятельная деятельность по расширению кругозора, но не как система, а эпизодически.
3. У учащихся с низким уровнем развития познавательных интересов:
- интерес неосознан;
- на уроках по отдельным учебным предметам интерес то появляется, то затухает в полной зависимости от ситуации;
- активность на уроках ситуативна, проявляется инертность мысли и деятельности (заученные ответы, списывание с доски), наблюдаются частые отвлечения;
- выполняют задания по образцу;
- свободное время заполняется случайными занятиями;
- круг чтения невелик, выбор книг случаен.
I. Беседа с учителем.
Цель – выявить уровень сформированности познавательного интереса у школьников.
Вопросы для беседы с учителями:
1. Что вы понимаете под термином «познавательный интерес»?
2. В чем выражается познавательная активность учащихся?
3. Что Вы можете сказать об избирательной направленности круга чтения учащихся и их участии по свободному выбору в различных формах внеклассной работы?
4. Как ученики используют свое свободное время?
5. Как учащиеся относятся к творческим поисковым задачам?
6. Как ведут себя ученики при затруднениях?
7. Какие приемы и методы Вы используете для развития у школьников познавательных интересов?
По итогам беседы мы выяснили, что около 60% учащихся 3 класса с. Желтый Яр имеют устойчивый познавательный интерес к учебному процессу. Познавательная активность школьников выражается в четких и логичных вопросах по теме урока, в стремление учеников по собственному желанию, без указаний и требований учителя принять участие в обсуждении вопросов, дополнить и исправить ответы товарищей. Познавательная активность проявляется в характере процесса деятельности, то есть готовность к действию или безразличие к заданию; уровень выполнения задачи – самостоятельно, по образцу, путем списывания с доски готового решения; отношение к процессу своей деятельности – внимателен или рассеян. Юлия Тарасовна отметила, что ученикам интересно познавать различные учебные предметы посредством коллективно - творческих дел, то есть во внеучебное время. К сожалению, большая часть класса тратят свое свободное время на занятия связанные с компьютерными играми. Учитель считает сформированность познавательного интереса у школьников обязательным условием их успешного обучения. Однако в условиях сельской школы, сформировать стойкий познавательный интерес затруднительно.
Материалы по педагогике:
Методические рекомендации по устранению дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...
Основные цели, принципы построения проектного метода обучения в условиях
современной школы
Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одним из методов развивающего (личностно- ориентированного), обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученн ...
Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические
характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...