Диагностика уровней развития познавательного интереса у младших школьников и состояния его формирования в реальной воспитательной практике

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Диагностика уровней развития познавательного интереса у младших школьников и состояния его формирования в реальной воспитательной практике

Страница 1

На основе проанализированной научно-методической литературы было проведено экспериментальное исследование с целью подбора и апробации методов и приемов формирования познавательного интереса во внеучебной воспитательной работе.

Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Основная общеобразовательная школа с.Желтый Яр» в 3 - экспериментальном классе в количестве 9 человек и на базе МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Найфельд» в 3 - контрольном классе в количестве 15 человек.

Эксперимент проводился в три этапа:

Цель констатирующего этапа – анализ сформированности уровня развития познавательного интереса у учащихся 3 класса.

Цель формирующего этапа – подобрать, обосновать и апробировать методы и приемы формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе.

Цель контрольного этапа - определить эффективность методов и приемов формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе.

На данном этапе мы использовали следующие методы исследования:

1. Беседа с учителем.

2. «Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной).

3. Анкетирование по методике Г.И. Щукиной.

На констатирующем этапе были определены следующие критерии:

- Уровень познавательной активности.

-Уровень самостоятельной деятельности.

-Умение преодолевать трудности.

-Внеурочное занятие предметом по интересу.

На основе выделенных критериев определили три уровня познавательного интереса: высокий, средний, низкий.

1. Учащиеся с высоким уровнем развития познавательных интересов:

- имеют нацеленность познавательных интересов на учебный предмет или группу учебных предметов и проявляют большую познавательную активность на уроках (задают вопросы, отвечают по собственному желанию и др.);

- предпочитают учебную деятельность более трудного характера;

- отличаются самостоятельным активным поиском в пополнении информации об интересующей области;

- начитанны, стремятся расширить свой кругозор;

- используют свободное время для занятий в интересующей области.

2. Учащиеся со средним уровнем развития познавательных интересов:

- проявляют избирательное отношение к определенному предмету; активны в соответствии с побуждениями учителя, но не проявляют должной активности по своему желанию;

- предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий;

- свой досуг иногда посвящают интересующей области (нерегулярно);

- у них имеет место самостоятельная деятельность по расширению кругозора, но не как система, а эпизодически.

3. У учащихся с низким уровнем развития познавательных интересов:

- интерес неосознан;

- на уроках по отдельным учебным предметам интерес то появляется, то затухает в полной зависимости от ситуации;

- активность на уроках ситуативна, проявляется инертность мысли и деятельности (заученные ответы, списывание с доски), наблюдаются частые отвлечения;

- выполняют задания по образцу;

- свободное время заполняется случайными занятиями;

- круг чтения невелик, выбор книг случаен.

I. Беседа с учителем.

Цель – выявить уровень сформированности познавательного интереса у школьников.

Вопросы для беседы с учителями:

1. Что вы понимаете под термином «познавательный интерес»?

2. В чем выражается познавательная активность учащихся?

3. Что Вы можете сказать об избирательной направленности круга чтения учащихся и их участии по свободному выбору в различных формах внеклассной работы?

4. Как ученики используют свое свободное время?

5. Как учащиеся относятся к творческим поисковым задачам?

6. Как ведут себя ученики при затруднениях?

7. Какие приемы и методы Вы используете для развития у школьников познавательных интересов?

По итогам беседы мы выяснили, что около 60% учащихся 3 класса с. Желтый Яр имеют устойчивый познавательный интерес к учебному процессу. Познавательная активность школьников выражается в четких и логичных вопросах по теме урока, в стремление учеников по собственному желанию, без указаний и требований учителя принять участие в обсуждении вопросов, дополнить и исправить ответы товарищей. Познавательная активность проявляется в характере процесса деятельности, то есть готовность к действию или безразличие к заданию; уровень выполнения задачи – самостоятельно, по образцу, путем списывания с доски готового решения; отношение к процессу своей деятельности – внимателен или рассеян. Юлия Тарасовна отметила, что ученикам интересно познавать различные учебные предметы посредством коллективно - творческих дел, то есть во внеучебное время. К сожалению, большая часть класса тратят свое свободное время на занятия связанные с компьютерными играми. Учитель считает сформированность познавательного интереса у школьников обязательным условием их успешного обучения. Однако в условиях сельской школы, сформировать стойкий познавательный интерес затруднительно.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без изучения искусства в целом и музыкального искусства в частности. Умение слышать музыку и размышлять о ней необходимо воспитывать в детях с самих первых уроков. При ...

Научный подход и проблема мотивации учения школьников
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятель ...

Что есть образованный человек
Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе т ...

Навигация