Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели, решения поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу.
Экспериментальная работа проводилась в период прохождения педагогической практики на 5 курсе, на базе школы № 1 города Нелидова, в 3 «А» и 3 «Б» классах. В эксперименте было задействовано 44 человека.
Практической работе с учащимися по выразительному чтению программных произведений предшествовало изучение экспериментатором методического аппарата учебника В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой «Родная речь». Экспериментальная работа велась попутно с изучением программных произведений на всех этапах эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента:
выявить уровень выразительного чтения стихотворений
зафиксировать индивидуальные особенности чтения лирических произведений;
обработать полученные результаты констатирующего эксперимента.
Выявление уровня выразительности чтения стихотворений учащимися 3 класса на констатирующем этапе было проведено по следующим параметрам:
Техника чтения: правильность произношения слов, правильность словесных ударений, темп чтения и четкость произношения.
Выразительность: правильность логических ударений, интонация, правильность постановки пауз, изменение темпа чтения.
Для выявления степени выразительности чтения учащихся работали над программным произведением А.А.Блока «Ветхая избушка».
Ученик сначала читал стихотворение про себя, готовясь к чтению вслух.
Чтение произведения учащимися выразительно, пользуясь памяткой (Приложение ).
Фиксация результатов в листе учета.
В процессе чтения экспериментатор отмечал элементы выразительности, заносил их в специальный лист учета с отметкой в соответствующих графах. Нами была разработана следующая система оценивания:
4 балла – правильность произношения слов, словесных ударений, соблюден темп чтения, четкое произношение.
3 балла – один недочет (одна ошибка в произношении слов и в постановке словесных ударений, не всегда меняется скорость чтения, недостаточно четкое произношение).
2 балла – два недочета (две ошибки в произношении слов и в постановке словесных ударений, не всегда верно меняется темп чтения).
1 балл – три недочета (три ошибки в произношении слов и в постановке словесных ударений, неверно меняется скорость чтения, нечеткое произношение).
0 баллов – четыре недочета (неправильное произношение слов, неправильное словесное ударение, скорость чтения не меняется, нечеткое произношение).
Результаты констатирующего среза оформлены в виде таблицы (Приложение ).
В ходе анализа полученных данных в 3 «А» классе было отмечено следующее:
Уровень развития выразительности |
Количество баллов |
Количество учащихся |
Количество учащихся (в %). |
Высокий |
28-21 |
5 |
25 |
Средний |
20-13 |
9 |
45 |
низкий |
12 и ниже |
6 |
30 |
Результаты, отраженные в Таблице 1 дали основание сделать выводы: 30% детей читали технически правильно, то есть произношение правильное, чтение сознательное, четкое произношение, правильность словесных ударений; обнаружилось 20% детей, которые читали очень тихим голосом с нечетким произношением, то есть с неясной дикцией учтено 10%; 50% читающих допустили по 3-4 недочета в постановке логических ударений, логических пауз.
Основные недочеты в чтении учащихся на констатирующем этапе были следующие:
несоблюдение логических пауз, ударений, неоправданные смыслом остановки, нарушения длительности пауз;
несоответствие темпу чтения, неоправданное ускорение или замедление произношения;
несоблюдение интонации в соответствии с содержанием текста.
Далее в ходе анализа полученных данных в 3 «Б» классе было отмечено следующее:
Уровень развития выразительности |
Количество баллов |
Количество учащихся |
Количество учащихся (в %). |
Высокий |
28-21 |
3 |
12,5 |
Средний |
20-13 |
19 |
79,1 |
низкий |
12 и ниже |
2 |
8,3 |
Материалы по педагогике:
Организация работы по выразительному чтению как
средство глубокого понимания художественного текста
Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и реч ...
Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках
литературы в школах V вида
Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин. К сожалению, вопрос о принципах пр ...
Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: a. объективность, b. надежность, c. валидность (действенность). Важнейшими принципами диагностирова ...