Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников

Материалы о педагогике » Условия и приемы обучения выразительному чтению » Изучение и совершенствование выразительности речи младших школьников

Страница 1

Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели, решения поставленных задач исследования, доказательства гипотезы в соответствии с объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу.

Экспериментальная работа проводилась в период прохождения педагогической практики на 5 курсе, на базе школы № 1 города Нелидова, в 3 «А» и 3 «Б» классах. В эксперименте было задействовано 44 человека.

Практической работе с учащимися по выразительному чтению программных произведений предшествовало изучение экспериментатором методического аппарата учебника В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.Ф. Климановой «Родная речь». Экспериментальная работа велась попутно с изучением программных произведений на всех этапах эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента:

выявить уровень выразительного чтения стихотворений

зафиксировать индивидуальные особенности чтения лирических произведений;

обработать полученные результаты констатирующего эксперимента.

Выявление уровня выразительности чтения стихотворений учащимися 3 класса на констатирующем этапе было проведено по следующим параметрам:

Техника чтения: правильность произношения слов, правильность словесных ударений, темп чтения и четкость произношения.

Выразительность: правильность логических ударений, интонация, правильность постановки пауз, изменение темпа чтения.

Для выявления степени выразительности чтения учащихся работали над программным произведением А.А.Блока «Ветхая избушка».

Ученик сначала читал стихотворение про себя, готовясь к чтению вслух.

Чтение произведения учащимися выразительно, пользуясь памяткой (Приложение ).

Фиксация результатов в листе учета.

В процессе чтения экспериментатор отмечал элементы выразительности, заносил их в специальный лист учета с отметкой в соответствующих графах. Нами была разработана следующая система оценивания:

4 балла – правильность произношения слов, словесных ударений, соблюден темп чтения, четкое произношение.

3 балла – один недочет (одна ошибка в произношении слов и в постановке словесных ударений, не всегда меняется скорость чтения, недостаточно четкое произношение).

2 балла – два недочета (две ошибки в произношении слов и в постановке словесных ударений, не всегда верно меняется темп чтения).

1 балл – три недочета (три ошибки в произношении слов и в постановке словесных ударений, неверно меняется скорость чтения, нечеткое произношение).

0 баллов – четыре недочета (неправильное произношение слов, неправильное словесное ударение, скорость чтения не меняется, нечеткое произношение).

Результаты констатирующего среза оформлены в виде таблицы (Приложение ).

В ходе анализа полученных данных в 3 «А» классе было отмечено следующее:

Уровень развития выразительности

Количество баллов

Количество учащихся

Количество учащихся (в %).

Высокий

28-21

5

25

Средний

20-13

9

45

низкий

12 и ниже

6

30

Результаты, отраженные в Таблице 1 дали основание сделать выводы: 30% детей читали технически правильно, то есть произношение правильное, чтение сознательное, четкое произношение, правильность словесных ударений; обнаружилось 20% детей, которые читали очень тихим голосом с нечетким произношением, то есть с неясной дикцией учтено 10%; 50% читающих допустили по 3-4 недочета в постановке логических ударений, логических пауз.

Основные недочеты в чтении учащихся на констатирующем этапе были следующие:

несоблюдение логических пауз, ударений, неоправданные смыслом остановки, нарушения длительности пауз;

несоответствие темпу чтения, неоправданное ускорение или замедление произношения;

несоблюдение интонации в соответствии с содержанием текста.

Далее в ходе анализа полученных данных в 3 «Б» классе было отмечено следующее:

Уровень развития выразительности

Количество

баллов

Количество

учащихся

Количество

учащихся (в %).

Высокий

28-21

3

12,5

Средний

20-13

19

79,1

низкий

12 и ниже

2

8,3

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры
Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. В исследованиях наших аспирантов (Бахтина О.В., Волощенко И.И., Г.Г. Лаптиева, ...

Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...

Исследование социально-психологической адаптации первоклассников
Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе. Методика: проективный рисунок «Школа». Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной ...

Навигация