Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывает, проектирует.
От подготовки учителя к занятиям в решающей мере зависит качество урока. Можно сказать, что при слабой подготовке учитель сбивает дыхание «еще на старте», обрекая учебно-воспитательный процесс на самотек и стихийность.
Подготовка учителя к занятиям в решающей мере непосредственно никем не нормируется и не контролируется. Время, необходимое для подготовки к занятиям, зависит от сложности предстоящего занятия, от того насколько освоены учителем применяемые им формы, методы и средства труда, насколько благоприятны условия деятельности, как ученики относятся к учителю.
По уровню подготовки к занятиям учителей можно условно разделить на три группы.
Первая группа учителей имеет определенную систему работы. Подготовку к занятиям они ведут в широком плане, то есть изучают не только все ценное по своему предмету, но используют и все новое в педагогике, психологии, методике и НОТП. У них к каждому занятию есть много заготовок, остается лишь отобрать нужное.
Учителей второй группы объединяет то, что к каждому учебному занятию или воспитательному мероприятию они стремятся совершенствовать свою подготовку, но без определенной системы.
К третьей группе относятся учителя, которые особенно не утруждают себя подготовкой к урокам. Накопив определенный опыт, они делают попытки совершенствоваться однако не столько в период подготовки, сколько в процессе занятия с учащимися. У них процесс подготовки к занятиям обычно состоит из беглого просмотра программы, учебника, пособий, переписывания прошлогоднего плана. В результате вырабатывается шаблон, не позволяющий учителю расти и совершенствоваться.
Есть среди учителей и такие, которые работают неровно. В разное время они занимают место в разных группах, но более тяготеют к промежуточному. Важно одно: среди них мало учителей, система подготовки к занятиям, которых отвечала бы требованиям НОПТ.
Итак, рассмотрим, что значит подготовиться к занятиям в соответствии с требованиями НОПТ. Главное, сводится к тому, чтобы осмыслить важнейшие идеи и принципы научной организации педагогического труда, сформировать четкий режим дня, выделить в режиме труда и отдыха наиболее «творческие часы» для подготовки к занятиям. Недоработка в этом звене оборачивается огромной потерей времени, заметным уроном в деле воспитания.
Важно, чтобы у педагога и в школе, и дома была благоприятная обстановка, имелись хорошо организованное рабочее место, достаточная для подготовки к занятиям личная библиотека. Не менее важна психологическая подготовка учителя, которая во многом предопределяет успех процесса труда и его конечный результат.
В любой педагогической деятельности, в том числе и в подготовке педагога к занятиям, следует выделить следующие действия: ориентировочные, исполнительские и оценочные.
Готовясь к завтрашним урокам, учителю необходимо, учителю необходимо четко и ясно сформулировать цель и задачи деятельности, выбрать целесообразные методы и средства, предусмотреть создание благоприятных условий труда. На ориентировочном этапе подготовки к занятиям важно найти ответы на следующие вопросы: что сделать, каким образом достичь целей. Какими методами и средствами воспользоваться. При каких условиях применять.
Материалы по педагогике:
Общая характеристика развития речи у учащихся младших классов, имеющих
нарушения интеллекта
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно ...
Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется ...
Значение методической работы в дошкольном учреждении
Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения. Бесспорным достоинством является то, что вариативность соврем ...