Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов

Материалы о педагогике » Коррекция профессиональных деструкций у педагогов » Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие на образование профессиональной деструкции педагогов

Страница 1

Профессия педагога возникла вместе с появлением такого социального институт как школа. Первые школы появляются в Древнем Египте, затем в Греции: школа грамматиста, кифариста, Палестра, Эфибия, Академия. А первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибий Квинтилиан. Именно он первым предъявил требования к личности учителя. По его мнению, учитель должен постоянно совершенствовать свои знания, любить детей, уважать их личность, организовать обучение так, чтобы каждый ребенок проникся к учителю любовью и доверием. В Средние века появляются учителя, обучающие грамоте при церковно-монастырских школах. Знаменитый Рабле провозглашает идею о том, что знания должны опираться на опыт, а учитель должен быть предан своему ученику и окружить его заботой. Выдвигается идея о создании нового типа школы (иезуитские коллегии), о школе для мальчиков, и для девочек.

Массовой учительская профессия становится с начала ХIХ в. Возрастает престиж учительской профессии, появляются первые учительские семинарии, специальная педагогическая литература (научные и методические рекомендации, статьи о передовом педагогическом опыте), первые учебные заведения, готовящие учителей. В России история школы ведет свое начало с 988 года, первыми учителями были греческие и византийские миссионеры. До конца 17 века центром образования являлась церковь, в 18 веке появляется новый тип учебного заведения – Славяно-греко-латинская Академия. При Петре 1 появляются школы для детей различных сословий и возрастов, причём в большом количестве. Среди них технические, военные, медицинские школы. В середине 18 века открывается первое высшее учебное заведение – Московский университет. Все эти заведения требуют подготовленных учителей.

Готовить учителей стали в России с 1804 года: в Санкт-Петербургском педагогическом институте, в Епархиальных училищах, на женских курсах воспитательниц и учительниц в Москве, в военных гимназиях, в педклассах Смольного института и в Российском университете.

Уже тогда выдвигались определенные требования к педагогу. Так, по мнению Ушинского, учитель должен предъявлять к себе повышенные требования, если он хочет воспитать ребенка. И не только знать свой предмет, но и владеть педагогикой и психологией, чтобы познать личность ребенка, изучить его сильные и слабые стороны. Следовательно, учителя надо специально готовить (педагогика, психология, дидактика, история наук).

В современных многочисленных исследованиях психолого-педагогической науки доказано, что профессиональное развитие педагога сопровождается личностными приобретениями и потерями, т.е. развитие – это не только рост, совершенствование, но и разрушение – профессиональная деструкция.

Деструкция (от лат. destructio – разрушение, нарушение нормальной структуры) – это нарушение и деформация, сложившейся психологической структуры личности в процессе осуществления какой-либо профессиональной деятельности. Формирование и развитие профессионализма учителя сопровождается внутри личностными изменениями и противоречиями, которые могут стать причинами возникновения профессиональных деструкций. Такие деструкции формируются в процессе многолетнего труда учителя, значительно влияют на результаты его работы с учащимися, являются факторами, сдерживающими его профессионально – квалификационный рост и развитие профессионализма, обусловливают «остановившееся профессиональное саморазвитие».

В современной системе образования очень часто требования, предъявляемые педагогам, наталкиваются на барьеры, обусловленные образованием профессионально нежелательных изменений, деструкций, препятствующие качественному выполнению деятельности и негативно сказывающиеся на развитии личности педагога и его здоровье. Исследователи влияния профессии на личность (Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк, Л.М.Митина, Р.М.Грановская, С.П. Безносов и др.) отмечают, что «многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности нередко приводит к развитию профессиональных деструкций, то есть к изменениям сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающимся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Химические вечера
В педагогической литературе химических вечерам в средней школе уделяется значительное внимание. Тематические вечера, вечера вопросов и ответов, устные журналы и другие аналогичные мероприятия пользуются успехом у учащихся, способствуют расширению их кругозора, являются средством пропаганды химическ ...

Гигиена «физкультурной» семьи
Чтобы занятия физкультурой и спортом в семье приносили максимум пользы, укрепляли здоровье и физически развивали ее членов, необходимо строгое соблюдение гигиенических требований. Они сводятся к выполнению всеми членами семьи режима труда и отдыха, правил личной гигиены, к организации рационального ...

Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда
Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического ...

Навигация