Современный этап развития системы образования характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями: нарастание стрессовых ситуаций и недостаточная способность педагога к адекватной адаптации; необходимость нравственного возвышения человека и учащающиеся симптомы снижения этической планки в сознании педагога. С одной стороны в силу усиления открытости образования возрастают требования к качеству профессиональной деятельности педагогов, с другой действует индивидуально-креативное начало, стремление к профессиональному успеху.
Проблема влияния профессии на личность периодически возникала в сфере внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. О связи профессии с личностью работника писали еще древние философы, но особенно часто она обсуждалась в конце XIX и начале XX в. В последующем крупные психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме, при этом многие подчеркивали важность и актуальность более детального и конкретного исследования как положительного, так и отрицательного влияния профессии на психику человека.
Современный педагог создает особую творческую атмосферу, где реализуется субъект-субъектное взаимодействие участников. Выделяются компоненты эффективности педагогической деятельности – процессуальный, результативный и личностный, когда результативный компонент – обученность и воспитанность учащихся, а личностный компонент – особенности структуры личности педагога профессионального образования.
Личность педагога профессионального образования включает в себя следующие составляющие: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание.
Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Проблема подготовки специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, является предметом научного интереса исследователей различных областей научного знания. Личность педагога профессионального образования, педагогические проблемы требуют нового отношения к специалистам, которым необходимо оказывать реальную помощь в условиях профессионального педагогического труда, в их жизни.
Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.
Предмет исследования – научно-методическое обеспечение коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО.
Цель исследования заключается в определение психологических оснований профессиональной деструкции и разработке практических рекомендаций, направленных на предупреждение и коррекцию профессиональной деструкции педагога СПО.
Задачи исследования:
1) Конкретизировать научное понятие профессиональной деструкции педагогов.
2) Диагностировать причины, вызывающие профессиональную деструкцию педагогов.
3) Провести анализ уровня профессиональной деструкции педагогов СПО.
4) На основе проведенного анализа уровня профессиональной деструкции разработать программу по коррекции деструкций педагогических работников.
Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири).
Материалы по педагогике:
Педагогическое - исследование выдвинутой гипотезы
Исследование, определяющее, проблему системы работы воспитателя по формированию бережного отношения к живому проходило, на базе: Бюджетного образовательного учреждения города Омска «Лицея №25» Октябрьского административного округа города Омска В 1978 году школа приняла своих первых учеников. В это ...
Знакомство с особенностями работы кафедры
Кафедра «Металлорежущие станки и инструменты» была организована в 1963 году, в результате разделения кафедры "Технология машиностроения". Первым заведующим кафедры был Н. И. Могильный. К вновь образованной кафедре отошла лаборатория металлорежущих станков и кабинет с наглядными пособиями ...
Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...